Безоценочность. Метанавык номер 3.
#сухарева_метанавыки⠀
⠀⠀⠀
Привет, wiki, спасибо, что ты есть)) ⠀
Безоценочность - психол. это отношение к чему-либо или кому-либо без оценки, без осуждения, восприятие «как есть».⠀
Честно говоря наш мозг однозначно не заточен на безоценочность. Он всегда оценивает: нравится - не нравится, вкусно - не вкусно, опасно - не опасно… Поэтому в чистом виде такое качество скорее всего есть только у очень просветленных людей, которые натренировали свое внимание нейтрально воспринимать любые события.⠀
⠀⠀⠀
Качество крайне важное. Минимальное его проявление - это отказ от навешивания ярлыков. Ярлык - это всегда некий стереотип, который обрезает массу деталей, часто важных, и не дает увидеть ситуацию в полном объеме. Поэтому все «эти всегда такие», «у меня всегда так», и т.д. то есть обобщения, из своей жизни, хотя бы профессиональной, надо убирать, заменяя исследовательской позицией: а как все же на самом деле дела обстоят?⠀
⠀⠀⠀
Но этого не достаточно. Важно уметь абстрагироваться от привычных и интуитивных оценок там, где решение многофакторное и требует нормального анализа. Мы чаще, чем нам кажется, попадаем в разные эмоциональные и когнитивные ловушки. Все книги про мышление пестрят примерами различных исследований, которые говорят о том, что мы - существа эмоциональные, а когда принимаешь решение по ключевым людям, по инвестициям и стратегии развития, это в большинстве случаев неправильно. Чуйка - это хорошо, но она должна быть подкреплена анализом, расчетами и объективными данными.⠀
⠀⠀⠀
Натренировать безоценочность без проактивности будет сложновато. То есть надо научиться делать паузу перед тем как выдавать реакцию.⠀
Также необходимо уметь входить в нейтральное состояние.⠀
Про что речь? Про погружение в тело, ощущение здесь и сейчас, немного подышать, успокоить эмоции и ум. И вот оттуда посмотреть на ситуацию как бы со стороны, как будто бы она не с вами происходит. Убрать все «всегда», «все», «как обычно», и т.д. и посмотреть свежим взглядом на то, что происходит. ⠀
Потом мы все равно добавим оценку, это нормально. Но перед этим нужно посмотреть на все незамутненным взглядом, без фильтров, увидеть все нюансы, и понять, а что все же является в данном случае критериями оценки. Они же тоже меняются от случая к случаю.
Упражнение для развития безоценочности: (скажите отдельное спасибо @juliabulgakova за него).
Отделяем факты от интерпретаций.
Берем любое событие и выделяем, что там факт, а что наши мысли по поводу этого.
Его прекрасно иллюстрирует одна из моих любимых притч. Старик там прекрасно справляется с задачей отделить одно от другого.
Жили-были в одной деревне бедный старик и его сын. Всего-то и было у них, что ветхий дом – и дивной красоты белый конь.
Владельцы лучших табунов со всей округи приезжали в лачугу старика, чтобы посмотреть на это чудо и предложить за него цену.
- Старик, да я заплачу за него столько, что даже твоим правнукам до конца жизни не придется работать…
- Ну продай, зачем тебе этот конь? Хочешь – двадцать лошадей взамен дам?..
- Все равно же уведут. Таких коней надо держать за высоким забором и под хорошей охраной…
Так говорили гости старику. Но он никогда не соглашался продать своего белого коня.
И вот однажды утром конюшня старика оказалась пустой.
- Ах ты бедняга, - сочувственно твердили собравшиеся жители деревни, - все-таки украли твоего коня. Надо же случиться такому горю! Зря, зря ты не продал его…
Но старик был на удивление спокоен.
- Не торопитесь, - говорил он, - я вижу только, что моя конюшня пуста. Но хорошо это или плохо – я не знаю.
«Наверное, старик помешался от горя», думали люди, расходясь о домам.
Но прошла неделя – и конь вернулся. Выходит, он не был украден, а просто заскучал в конюшне. И он вернулся не один – за ним грациозно ступала прекрасная дикая кобылица.
- О, старик! – шумели люди, - Да ты оказался прав! Теперь ты стал богаче вдвое. А какое потомство принесет тебе такая лошадь от такого коня!..
- Вы снова спешите, - отвечал старик, - я вижу только, что мой конь вернулся, и не один. А вот хорошо это или плохо – я не знаю.
«Вероятно, старик еще не до конца оправился от своего помешательства», думали люди, расходясь по домам.
Но прошло два дня – и сын старика стал объезжать ту дикую кобылицу. Он не справился, лошадь сбросила его. Парень сломал обе ноги.
- Ай, какое горе! – снова заладили люди, - И правда, старик – плохо, плохо вышло, что твой конь привел эту бестию к вам во двор. Жизнь твоего сына разрушена…
- И снова вы спешите, - отвечал старик, - я вижу только, что мой сын сломал ноги. Но хорошо это или плохо – я не знаю.
«Ну, все ясно», думали люди, расходясь по домам, «старик окончательно выжил из ума и долго не протянет».
Но через полгода по стране пронеслась мрачная весть. Война. Всех молодых людей, годных к несению службы, призывали в пехоту.
Деревенские плакали, прощаясь со своими сыновьями. Все понимали – большая часть этих парней может не вернуться с бойни. Только сын старика оказался не годен к несению строевой службы – он ходил довольно резво, но до сих пор с костылями.
- Повезло тебе, - жаловались старику соседи, - а вот наши ети могут вовсе не вернуться с войны…
И рыдали.
- Вечно вы спешите, неисправимые люди, - отвечал старик, - я вижу только, что ваших сыновей призвали в армию, а моего – нет. Но никто не может знать, хорошо это или плохо.
Ну, а кто не хочет терять время и готов сразу приступить к личностным изменениям, то информация о начале нового потока курса
«Стержневые компетенции лидера. 4 точки устойчивости»
А если вас интересует более короткий обучающий формат, то выбирайте вебинар «Кризис и Я. Как пережить неопределенность» - как оставаться эффективным в режиме стресса и неопределенности.
Вебинар и курс в соавторстве двух прекрасных женщин: Натальи Сухаревой @natalya.sukhareva, предпринимателя, совладелицы сети клиник «Здравица», бизнес-блогера, спикера конференций по вопросам ценностного управления и коучем PCC ICF, психологом, автором мастер-классов для руководителей и не только, блогером Юлией Булгаковой @juliabulgakova.