Как бы ни казалось в век гаджетов, что игрушки теперь нужны только цифровые, но девайсы никогда не заменят осязаемых, трехмерных, разнообразных.
И дело совсем не в том, что нужно придерживаться старых традиций. Дело в ответственности родителей перед полноценным развитием ребенка. Для качественного формирования мозга необходима последовательная работа. Не будем забывать, что человек - существо биологическое и его формирование - четкий поступательный процесс.
Различные области мозга "созревают" в разное время. Известна схема развития по возрастам. И родители могут помочь, подключая интересные занятия к жизни ребенка. Это так просто, что даже сложно в это поверить!
Как пример, в возрасте 8 лет, если ребенок сам не склоняется к рисованию, необходимо сделать уклон в эту сторону - купить ему краски, кисточки, холсты и заинтересовать данным процессом, посещая чудесные выставки живописи и устраивая семейные просмотры вдохновляющих тематических фильмов. Так можно простимулировать способности малыша к точным наукам, ведь за рисование и математику отвечают одни и те же доли.
А начинать процесс необходимо с самого рождения, постепенно меняя инструментарий по мере прохождения "квеста" под названием "развитие мозга ребенка".
«Каждый новорожденный ребенок является прирожденным гением, но под невольным влиянием окружающих его людей и(или) не слишком удачных обстоятельств он постепенно превращается в посредственность».
Б. Фуллер
Получено множество результатов исследований детей румынских приютов при Чаушеску, ужасные условия содержания которых потрясли весь мир. Несмотря на дальнейшие усилия: приемные семьи, консультации психологов, педагогов, а также обогащенный опыт, который им пытались устроить, оказалось, что ряд функций у этих детей не восстанавливается. Исследования с помощью аппаратурных методов показали постоянный тяжелый гипометаболизм фронтальных областей мозга.
Это всё о том, что если упустить момент, многие необходимые для выживания и развития функции ребенка будут утеряны или не развиты так, как могли бы...
«Период, когда связи между нейронами формируются наиболее активно – это период от рождения ребёнка до трёх лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Это вовсе не значит, что мозг ребёнка после трёх лет прекращает свое развитие. К трём годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырём годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».
Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».
Масару Ибука Создатель «Японской ассоциации раннего развития» 1969 г.
То, что не используется - атрофируется!
Если закрыть глаз в первые месяцы жизни, то он перестает видеть. Известно, что если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.
Если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.
Если с ребенком не общаться первые два-три года жизни это приведет к тяжелому недоразвитию на протяжении всей его жизни.
Если в первые годы жизни мозг ребенка не разовьется, то в дальнейшем он не разовьется никогда.
Дети, находившиеся в материально и эмоционально обедненной среде в течение первых 6–12 месяцев, уже не могут догнать в развитии своих нормально развивающихся сверстников.
Все стадии человеческого развития важны, но первые один-два года являются критическим окном, формирующим психический фундамент для будущей жизни.
Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, ежедневный опыт, контакт с родителями, питание, физическая активность, любовь...
Научно доказано влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности.
Нарастание массы мозга - это нарастание не числа нейронов, а количество связей между ними. Вычислительный ресурс мозга это не его вес, и даже не количество нейронов, а количество тех связей, которые нейроны друг с другом устанавливают, т.е. количество синапсов. Счет их идет на триллионы. И нормальное развитие мозга ребенка в первый этап, прежде всего два года – это очень быстрое нарастание плотности синапсов. И получается место многих нейронов в нашем мозге генетически задается, а вот то какая сформируется сеть, сколько будет контактов, как будет зависеть ее работа от того или иного вида подкрепления – это все в значительной мере подкрепляется первыми годами и месяцами жизни.
Вячеслав Альбертович Дубынин,
доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.
Интеллект ребенка растет пропорционально количеству получаемой информации. Более того, это ведет к физическому росту мозга.
Нейроны головного мозга трехлетнего ребенка в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.
Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки.
Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.
Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. «Перекормить» его невозможно: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её скорее слишком мало, чтобы полноценно развивать его.
Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят: "Не лишайте ребенка детства!", почему-то ничего не упоминают о том, как к этому относятся сами дети. Попробуйте заставить маленького ребенка что-нибудь сделать! У вас ничего не получится. Он всегда будет делать только то, что ему нравится и интересно!
Человеческий мозг растет только благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к шести годам. Все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни.
Первые шесть лет жизни - это время возникновения гениев!
Для ребенка лучшее время - то, которое он проводит вместе с родителями
Построение мозга происходит в процессе получения опыта.
Итак, первые «высшие» структуры мозга являются социальными и развиваются они в ответ на социальный опыт. Вместо того, чтобы показывать ребенку картинки с изображением животных, на этом этапе развития лучше просто быть с ним, носить на руках, наслаждаться общением с ним, играть в осязаемые игрушки, чтобы маленькие ручки чувствовали органолептику предметов. Без надлежащего опыта общения один на один с заботящимся взрослым глазнично-лобная зона коры вряд ли будет развиваться в достаточной степени. Иначе говоря, изображения, которые транслируют нынешние девайсы, не дают такого толчка к развитию, как осязаемые предметы.
Решающее значение имеет также срок получения такого опыта. В случае запрета на социальные отношения или их невозможности в период развития глазнично-лобной зоны (до трехлетнего возраста), остается мало надежды на то, что несформированные социальные способности когда-нибудь смогут полностью развиться.
Большое количество позитивного опыта в раннем возрасте приводит к развитию мозга с большим количеством нейронных соединений. Количество нейронов задано при рождении и больше нам не нужно, но нужно соединить их друг с другом и заставить работать.
Итак, как увеличить умственный потенциал вашего ребенка? Как способствовать росту и развитию мозга?
Ребенок в раннем возрасте без малейших усилий усваивает колоссальное количество фактов, а затем сам систематизирует их, чтобы обнаружить законы, которым они подчиняются.
Самые эффективные и легкие способы развить интеллект и способности ребенка до 2 лет – научить:
- Читать 4 мес+
- Считать 4 мес+
- Иностранным языкам (а то и двум-трем) 0+
- Плавать 0+
- Писать (но не слова, а истории и игры) 2 года+
- Выполнять гимнастические упражнения (балетные упражнения, лыжи, танцы, езда на велосипеде, любые занятия спортом) 1,5 года+
- Играть на скрипке, пианино, на любом другом музыкальном инструменте 1,5 года+
- Рисовать или раскрашивать, играть в шашки, шахматы, головоломки и вообще учить тому, что вы сами знаете и умеете 1,5 года+
- Рассказывать о птицах, цветах, деревьях, насекомых, рептилиях, морских раковинах, млекопитающих, рыбах, а также о президентах, королях, государствах, флагах, странах… (о чем угодно, о чем только вы сами захотите рассказать) 0+
Постоянный анализ поступаемой информации активно стимулирует мозговую деятельность малыша, развивает интеллект, словарный запас и память в самый важный период активного роста мозга, что подтверждено более чем 70-летним опытом института Гленна Домана ("Better Baby Institute" (BBI)).
Таким образом, в период 0-6 лет главным дидактическим материалом в становлении интеллекта малыша являются игрушки
И самое первое "пособие" - это кукла.
Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать. В игре с куклой ребёнок проецирует внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях.
0 – 4 года
Раннее развитие. В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга, связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущения. Области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение. Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.
Рекомендуемые игрушки - имитирующие взрослых людей и предметы: куклы, дома, машинки.
В 3-4 года появляются признаки эмпатии: ребенок начинает искренне сопереживать (а не повторяет за взрослым увиденные ранее действия типа погладить по голове, что есть в более раннем возрасте), искренне пытаться успокоить, помочь другому ребенку/игрушке.
Важно для развития эмоционального интеллекта:
- Уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы, внимательно выслушивайте.
- Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи
- Не стыдить за проявления чувств, не смеяться над эмоциями и страхами
- Дать время и возможность для свободной игры, не вмешиваться в игру, не поправлять.
- Дать свободу в проявлении творческих фантазий, не предлагать скопировать что-то, а поддержать воображение ребенка.
- Игры: сюжетно-ролевые (в полицейских, в дочки-матери и тд): часто ребенок проигрывает те действия, которые его беспокоят, воспроизводят образы, полученные от просмотра мультиков и т.д. Все еще (вплоть до 5-6-ти лет) обучение должно происходит в игровой форме. Если потребности в свободной сюжетно-ролевой игре удовлетворены, то ребенок спокойно в 7 лет переходит к учебной деятельности.
С 4-5 лет начинает проявляться творческое начало, ребенок не воспроизводит увиденное, а делает по-своему. В этот период многие дети увлекаются лепкой, рисованием, мастерят то, что они сами придумали.
6 лет
Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс фильтрации, уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко осваивают новый язык.
Разум – области префронтальной коры головного мозга ответственны за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональная зрелость, ещё не развились. Недостаток зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики, поэтому в этом возрасте важно чувствовать границу взаимодействия с ребенком при подаче информации.
Почему игрушки?
Как всегда я предоставила вашему вниманию подборку игрушек, которые соответствуют заявленной теме. Игрушки, которые проверены, которым можно доверять. Это самое выгодное вложение капитала в жизни. Они являются первым методическим и дидактическим учебным материалом в жизни человека.
В 2007 году, группа, которая включала представителей 30 бизнес-школ, 9 ведущих мировых экспертов и лауреата Нобелевской премии г-на Фина Киндлана пришла к заключению, что развитие детей раннего возраста является наиболее эффективной стратегией социального инвестирования среди 30 других предложенных к рассмотрению стратегий (усовершенствование налоговой системы, инвестиции в развитие инфраструктуры, уменьшение государственного долга, и т.д.). Этот вывод был также поддержан экономистами Косенсус-Центра в Копенгагене и экспертами Калифорнийского университета.
Иначе говоря, если переложить на житейский прикладной язык, вкладывая в общение со своими детьми, предоставляя им возможности для всестороннего использования своего тела и мозга, родители делают единственное полезное дело, которое и определит качество жизни их детей во взрослом возрасте. А самое эффективное в это время - это игры! Поэтому игрушки должны быть самыми качественными и разнообразными.
В статье использованы материалы alpha-parenting.ru, © https://www.livemaster.ru/topic/2542533-rol-kukly-v-razvitii-rebenka, карточки домана.рф, annamama.ru
Материалы статей:
- Строгановой Татьяны Александровны — доктора биологических наук, профессора, заведующей кафедрой возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ.
- Масару Ибука. Создатель «Японской ассоциации раннего развития»