Пан
Происхождение слова "паника" ни у кого вопросов не взывает. О мифах "Древней Греции" в русских школах рассказывают так, словно школы в России создавались исключительно для греков. Поэтому не удивительно, что у всех сложилось устойчивое мнение о том, что едва ли не все языки мира произошли от греческого. И никого не волнует, что в XVII веке сами "греки" ездили в Рим и Флоренцию, чтоб изучать свой "древнегреческий", якобы утраченный язык.
Итак, что нам говорят учёные:
А теперь – кто же такой ПАН?
"Пан ("понравившийся всем") в греческой мифологии – божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев своего новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого.
Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса. Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами. Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля.
Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; он помог Зевсу в борьбе с титанами. Культ Пана был особенно распространен в Аркадии, именно там расположена священная гора, названная его именем. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн и Сильван".
Ну, ясно... А откуда тогда в глухих местечках Руси столько топонимов с корнем "пан"?
Вот, к примеру, посёлок, расположенный в паре десятков километров от моего дома. Паниковичи – волостной центр Печорского района Псковской области. Сколько я ни спрашивал местных краеведов об истории возникновения названия, ничего внятного никто так и не ответил. Есть две версии:
1) (Маловероятная, по мнению самих краеведов.) Якобы основал селение польский пан. Версия не выдерживает никакой критики. На северо-западе Псковской области про поляков никто ничего не слышал с тех пор, как разгромили войска Стефана Батория в конце 16 века. Правда, слов "поляк" и "пан" тогда вряд ли кто слышал. Звали поляков в то время просто "литвины". И никаких "панов".
2) Вторая версия гласит о том, что "ПАНиковичи" – оттого, что до войны тут был крупный филиал эстонского аграрного банка, а по-эстонски "банк" пишется и произносится так: "PANK".
Банк действительно был. Существовал как ссудная касса для крестьян, которые могли себе позволить брать кредиты, а таких было достаточно много. Я даже бывал в доме бывшего управляющего этим банком, там теперь живёт с семьёй мой приятель.
Тут не могу не удержаться, чтоб не рассказать любопытную историю с этим управляющим. Её свидетелем был отец этого моего приятеля, которому в 1939 г. было лет 10.
СССР возвратил тогда территории стран Прибалтики, которые были отчуждены от России после Первой мировой войны. Красноармейцы въехали в город на грузовиках, и быстро, организованно начали производить аресты чиновников, военных, полицейских и банкиров. Пришли к дому управляющего банком в Паниковичах. Идут по аллее из тополей от просёлка к дому, а навстречу мужичок в картузе, с бородой, в зипуне, подпоясанном простой верёвкой. Спрашивают: "Это дорога к дому управляющего?" "Угу, угу, управляющего, сынки".
«Сынки» приходят во двор, а там несколько местных крестьян занимаются делами по хозяйству. Спрашивают грозными голосами: "Где управляющий? А ну признавайтесь быстро, контры!" "Контры" отвечают: "Так вы же с ним сейчас на аллее беседовали!"
Немая сцена. Красноармейцы были уверены в том, что управляющие банками ходят во фраках, в цилиндрах на голове, в белых перчатках и с тростью. В зубах непременно должна быть толстая сигара, а из кармашка жилета торчать золотая цепочка «Брегета».
А управляющий тем временем улепётывал по лесам и болотам, и дальнейшая судьба его неизвестна. Скорее всего, он успел сбежать в Эстонию, потому что граница была всего в паре километров от дома.
В общем, как видите, вторая версия также не может претендовать на безукоризненность.
Ну, а теперь самое смешное:
Разговорился я как-то с одним из своих знакомых, который служит простым брандмейстером в ПЧ МЧС. Рассказывал он о том, как в начале шестидесятых годов обнаружил с братом на чердаке у деда, который жил на хуторе, в глуши Палкинских лесов, целый склад фашистского. Там были солдатские сапоги, серые шинели, брюки и кители. Был даже офицерский кожаный плащ с эсэсовскими плетёными погонами. В общем, целую роту можно было снарядить. Но это тема для отдельного рассказа, а поразила меня одна оговорка приятеля. Он сказал, что когда дед раздавал затрещины пионерам, вырядившимся в серые фашистские кители и сапоги, пригрозил, что если будут болтать о находке, привяжет обоих к берёзе на краю болота, чтоб их ПАН научил уму-разуму.
– Коль, а что за пан-то? – прервал я рассказчика, полагая, что это какой-нибудь герой местного фольклора.
– Ты что, про пана не слыхал?
– Ну, про польских панов только...
– А про кикимор, водяного, лешего слышал?
– Обижаешь. Кто ж про них не слышал!
– Ну и Пан тоже такая же нежить. Живёт на болоте, любит грибников пугать, которые бродят по краю его владений в лесу. Ка-а-ак выскочит из-под коряги или из-за дерева, да как гыркнет на весь лес, человек – хлоп, и в обморок. И это если посчастливится. Обычно от разрыва сердца на месте умирают. А если тот, кто был напуган Паном, очнётся, то уже остаётся немым до самой смерти. Нам всегда бабка говорила, чтоб мы близко к болоту не подходили. А то помрём или немыми останемся.
Вот, оказывается, что такое пан и что такое ПАНика, соответственно. Крестьяне в псковской глубинке не то что про фавнов не могли слышать, они и о Греции-то лишь в школе слыхали, да и то забыли.
По всему выходит, что в русской мифологии, по крайней мере, в некоторых районах, Пан – такой же привычный, известный испокон веков персонаж, как домовой или леший. И греческая мифология тут ни при чём. Отбили нам память поколений, заставили забыть, кто мы и откуда, какого роду-племени. Традиции свои изучаем по жалким заимствованиям, вернувшимся к нам из эмиграции.
Кто-то когда-то сочинял мифологию "Древней Греции" и просто украл большинство персонажей из древнего славянского фольклора. Выдал за собственное культурное наследие, гордится украденным, и нас же, подлинных наследников этой культуры, теперь ещё и учит!