Найти тему
Digit.Club

Геоаналитика на практике: как это работает?

Интернет и потребительское поведение в нём - глобальный источник информации. Например, операторы связи фиксируют множество событий: присутствие абонента в зоне действия конкретных базовых станций, модель телефона, данные по длительности звонков и data-сессий, регистрационные данные (пол, возраст), выезды в другие регионы страны и за её пределы. Интернет-компании знают, какие поисковые запросы делает тот или иной человек, чем он интересуется в данный момент времени, каковы его интересы и т.п. О том, как оцифровать пространство для повышения эффективности разных видов бизнеса и зачем нужна геоаналаитика, рассказали на онлайн-форуме «BIG DATA 2020».

Петабайты накопленных данных и специальные системы обработки позволяют строить аналитические модели. Операторы оценивают социально-демографический портрет групп пользователей, где они живут, работают и проводят выходные, маршруты передвижения, на чём люди передвигаются (авто, общественный транспорт или пешком), куда и как часто путешествуют, какими приложениями на своём смартфоне пользуются, как часто выходят в интернет. На основании этих знаний можно с достаточно высокой точностью определить уровень дохода и потенциальные потребности по разнообразным товарам и услугам.

Стоит отметить, что вся информация о людях обрабатывается в виде больших массивов данных и является обезличенной на всех этапах. Идентифицировать человека по ним нельзя. Операторы больших данных отвечают на запросы заказчиков и клиентов, а также предоставляют глобальные аналитические карты.

Одно из самых перспективных направлений больших данных - геоаналитика. Геоаналитика – это современный подход в области исследования агрегированных массивов данных с их привязкой к геопозиции объекта и его положению в пространстве.

-2
-3

Уникальность метода, лежащего в основе геоаналитики, заключается в том, что он позволяет за счет анализа технологических событий сети операторов мобильной связи и построения математических, предиктивных моделей получать информацию о маршрутах людей, их передвижении, исключая использование и обработку персональных данных абонентов.

Геоаналитика обладает рядом преимуществ, в сравнении с другими методами сбора данных:

- Возможностью обеспечить сплошной охват населения, пребывающего на территории (определение ряда показателей возможно с точностью до секторов 500х500м.);

- Способностью учета неравномерности распределения населения по территориям проживания;

- Предоставлением данных за любые интервалы времени (от получаса до года);

- Оперативного сбора и предоставления актуальных данных о численности населения и динамике его перемещений по территориям;

- Экономической эффективностью.

Геоаналитика позволяет коммерческим предприятиям и государственным учреждениям оценить эффективность ведения бизнеса, потенциал территорий с точки зрения обеспеченности социальной инфраструктуры (больницы, школы, детские сады, учреждения культуры), трафика (маятниковая миграция, ситуация на дорогах, общественный транспорт) и окупаемости (актуальна для гостиниц, кафе, ресторанов, мест отдыха).

-4
-5

О своих проектах в области геоаналитики рассказали представители Tele2. Оператор развивает это направление в течение последних лет.

«Геопространственный анализ - эффективный метод обработки информации, на основе которого можно исследовать все объекты пространства, включая численность и динамику перемещений населения на больших территориях во времени, - говорит Константин Загуменнов, старший менеджер по внедрению продуктов больших данных Tele2. - Метод представляет собой растровый, векторный и пространственный принцип представления данных».

Когда абоненты совершают звонки или выходят в интернет, их смартфоны регистрируются на базовых станциях. Оператор мобильной связи «видит» данные о том, через какие вышки проходил сигнал, но не точный маршрут человека. Первичные данные обрабатывают с помощью метода Map matching, который разработала команда геоаналитики Tele2. Используя машинное обучение и триангуляцию сигнала, можно с высокой степенью точности смоделировать маршрут объекта (например, автомобиля или общественного транспорта). Также для геопространственного анализа используются метод графов, геослои, пространственный принцип представления данных.

-6

Свою эффективность геопространственный анализ показывает в ритейле и онлайн-торговле. Такая оценка помогает оптимизировать доставку товаров, анализировать лояльность, отток или переток клиентов к конкурентам, а также планировать качественное привлечение аудитории магазинов, изменять ассортимент под сегменты покупателей.

В качестве иллюстрации работы метода в Tele2 рассказали о проекте анализа перетока покупателей к конкурентам для одного из крупных сетевых ритейлеров. Оператору предстояло определить, в какие торговые сети и магазины конкурентов ушли покупатели. Также требовалось установить причины такой миграции.

Для реализации поставленных задач разработали модель покупок клиентов программы лояльности заказчика и проанализировали истории посещений других торговых сетей. Были определены приоритетные магазины при помощи построения карты «якорей» (свои) и «магнитов» (чужие). Геопространтвенный анализ позволил выявить изменения в сценариях потребления тех же продуктов, но в других магазинах.

По результатам исследования были определены проблемные магазины. Далее заказчик принимал решение о закрытии неэффективных магазинов.

«Аналитику больших данных Tele2 использует и в своей работе. Например, для разработки эффективного расписания работы продавцов в салонах связи. Сначала data-scientists определили оптимальное количество менеджеров зала для эффективного обслуживания покупателей. Для этого мы сделали прогноз объема продаж и трафика покупателей, разработали прогноз графика потребности в персонале в каждом магазине по дням, дали рекомендации по изменению штатного расписания в каждом салоне связи. В результате эффективность работы салонов связи выросла, а «холостой» трафик был существенно сокращён. Другими словами, больше не происходила ситуация, когда клиент зашел в салон связи, а все консультанты заняты и не могут ему помочь», - отмечает Константин Загуменнов.

-7
-8

Также Tele2 использует геоаналитику для определения приоритетов улучшения покрытия сети на автодорогах. Данные позволяют оценить текущую загруженность федеральных трасс учётом сезонности, рассчитать доходность проезжающих абонентов на каждом участке трассы и т.п.

Помимо этого, Tele2 разработала на основе Big Data карту оптимальных маршрутов транспорта для обслуживания объектов связи в регионах. Было просчитано расстояние между всеми объектами и общее время маршрута. Далее были построены матрицы времени и расстояний, составлен оптимальный маршрут с учётом времени на дорогу, расход бензина, количества человеко-часов на обслуживание. В итоге экономия составила 15%.

Еще одно направление, в котором активно используется анализ больших данных, - развитие «умного города». Он предусматривает анализ пассажиропотока и планирование движения действующего общественного транспорта; запуск новых маршрутов, исходя из текущих потребностей жителей города (агломерации); выявление мест наиболее плотного трафика в определённый период времени; анализ профиля посетителей территорий, туристических курортов, крупных мероприятий. Также геоаналитика используется для благоустройства территорий, прогнозирования нагрузки на строительные объекты и сети при их проектировании, мониторинг состояния строительных объектов.

С помощью геоаналитики можно анализировать маятниковую миграцию между разными городами и принимать бизнес-решения на основе этих данных. Например, решение о развитии операций оператора связи в Московской области. Так, в Tele2 оценили маятниковую миграцию жителей двух подмосковных городов – Электростали и Балашихи. Выяснилось, что жители Электростали в основном передвигаются в своем городе и ездят в Ногинск. А жители Балашихи тяготеют к Москве, многие из них работают в столице. Таким образом, чтобы удовлетворить потребности жителей Электростали в хорошем покрытии, емкости сети, наличии салонов связи, нужно построить инфраструктуру только в Электростали и Ногинске. А вот жителям Балашихи нужно качественное покрытие сети, интернета и салонов связи в самой Балашихе, на трассах в Москву, в столице. Поэтому в наших приоритетах оператора связи Электросталь была на первом месте.

-9

Один из последних проектов – аналитика перемещений граждан между городами с разделением на виды транспорта: авиа, авто и ж/д. Данные помогают аэропортам запускать прямые авиарейсы, ж/д перевозчикам – скоростные составы с теми городами, откуда к ним чаще всего прибывают гости со стыковками в Москве или в других регионах. Примеры такой работы есть с аэропортами Краснодарского края, аэропортом Новосибирска и т.п. По аналогичной схеме анализировалась загрузка поездов «Ласточка».

«Мы можем оценить загрузку прямых рейсов с учётом субсидирования перевозок. Таким образом, пассажиры получают больший комфорт, а авиакомпании и собственники могут заработать», - отмечает Константин Загуменнов.

Проекты Tele2 по аналитике имеют спрос и у бизнеса. Так оператор работал над проектом определения аудитории горнолыжного курорта «Игора» в Ленинградской области. В качестве выборки для этого исследования были взяты абоненты Tele2, которые провели как минимум одну ночь на курорте среди тех, кто не проживает постоянно на этой территории. Были составлены карты плотности и демографический портрет абонентов, попавших в выборку. Например, выяснилось, что чаще всего на курорт Игора приезжают кататься мужчины в возрасте от 25 до 34 лет. В среднем они проводят на курорте 3 дня. Живут как правило в трех районах Санкт-Петербурга: Калининском, Приморском и Невском. В итоге администрация курорта смогла точечно повысить качество сервиса и привлечь больше гостей.

В Краснодарском крае проводился анализ туристического потока. На основе загруженности базовых станций Tele2 была рассчитана карта концентрации туристов, которая позволила определить места, где наиболее целесообразно открывать отели, кафе и объекты туристической инфраструктуры.

-10

Выручка телеком-операторов от монетизации аналитических данных на основе Big Data по итогам 2019 года выросла в несколько раз. Эксперты отмечают, что в 2020 году рост будет не менее стремительным. Помимо Москвы к покупке геоаналитики больших данных приступают и в регионах. В лидерах роста на Урале - Екатеринбург, Челябинск и Тюмень.

Примечательно, что более половины участников опроса форума «BIG DATA 2020» о стратегии развития в области больших данных и аналитики в текущих условиях указали, что проекты в их компаниях продолжают развиваться, и бизнес ставит новые задачи в этом направлении.