Мне английский не давался легко. После окончания начальной школы я оказался в классе, ученикам которого иностранный язык преподавали уже в течение года. Пришлось догонять с репетитором. Успехи были, мягко говоря, скромные. Моими обычными оценками стали тройки, нередко случались и двойки. Это сильно на меня давило, особенно на фоне хорошей успеваемости по другим предметам.
Я не скажу, что ситуация с английским изменилась для меня к лучшему в одночасье. Не стоит рассчитывать и на чудеса от репетитора, каким бы опытным он ни был.
Как говорил мой репетитор: «Иностранному языку нельзя научить, но можно научиться самому»
У меня есть пара приемов, с которыми я подхожу к изучению любого иностранного языка.
1. Знакомлюсь с грамматикой. Грамматика – это основа, на которую садятся все остальные знания. В идеале я нахожу видео уроки по грамматике – лично мне удобнее воспринимать информацию в таком формате. А еще с видео легче понять, как произносятся отдельные звуки. Если учить только по книгам, велик шанс получить акцент, который собеседникам сложно будет понять.
2. Поняв, что и как произносится, я жадно учу новые слова. В первую очередь это слова из той сферы, которая мне интересна – если есть интерес, обучение идет намного быстрее. Я, например, начинал с названий блюд местной кухни и всего, что относится к природе.
Между этапами 1 и 2 нет жесткой границы, они идут параллельно и дополняют друг друга.
А теперь о главном, без чего ни одна методика не работает - об интересе и мотивации. Тут начинаются сложные виражи человеческой психики. Например, моей мотивацией в изучении английского языка в школе стали фильмы об Америке и желание пожить в США.
Тут важно сказать, что мотивация у каждого своя, но она обязательно должна быть. Мозг не станет напрягаться и продираться сквозь дебри неродного языка, если перед ним не будет маячить желанная награда.
Можно сколько угодно убеждать себя, что английский нужен для карьерного роста и тому подобного, а потом наблюдать, что вы так и не продвинулись в изучении языка. Бесполезно упрекать себя в лени или планировать начать занятия послезавтра, если вы не ощущаете важности знания, которое готовитесь получить. Допускаю, что многие могут обойтись и без иностранного языка.
Знаком с парой заядлых путешественников, которые дома в России бывают редко, но за годы своих странствий так и не выучили английский. В отелях они объясняются при помощи отдельных английских слов. Очевидно, "hello", "tickets", "how much?" и жестов достаточно, чтобы тебя худо-бедно понимали, но при этом почему-то звучит стандартное оправдание: "Надо выучить, но...".
"Нет способности к языкам"
"Не хватает времени"
"Плохо запоминаю новые слова и грамматику"
В общем, подставьте нужную отговорку.
Незнание языка не делает человека и его жизнь хуже. Ну и к чему тогда смешные оправдания об отсутствии неких способностей?
Если онлайн переводчика хватает для того, чтобы не заблудиться на Гоа и заказать обед в местном кафе, откуда возьмется мотивация к длительным занятиям языком?
Бывает, впрочем, и такое, что мотивация была, но потерялась в один миг. Такое я наблюдал уже в университете. Девушки знакомились со студентами из других стран и начинали взахлеб учить родной язык иностранца. Случались истории с романтическим финалом, но по большей части отношения угасали в связи с отъездом иностранца на родину, а вместе с этим пропадал и интерес к языку.
По моим наблюдениям, если достигнут высокий уровень владения языком (upper intermediate и выше), то угасание мотивации уже не будет влиять на выученный язык. Я уверен, что забыть язык с таким уровнем невозможно, человек уже автоматически «включится» в него при первой необходимости. Проверено на подруге, которая более 10 лет не пользовалась испанским, но когда на работе неожиданно понадобилось перевести документы с этого языка, она перевела текст корректно и без всяких словарей.
If you don’t speak English, nothing is actually wrong with you.
Подписывайтесь на канал, ставьте "палец вверх"