Почему же это произошло так быстро? Ведь имелся, хоть и ограниченный, но все-таки Минский УР. Почему ПВО республиканской столицы бездействовала?
Попробуем разобраться.
Коротко об УРах
Стратегическая концепция обороны страны в конце 20-х подразумевала строительство отдельных укрепленных сооружений для прикрытия важнейших оперативных направлений. На большее не хватало сил и средств. Разрывы в общей линии обороны были, как правило, в труднопроходимых местах по условиям местности.
Главной задачей этих укрепрайонов была задержка на время наступления противника на 15-20 суток, для сосредоточения своих сил второго эшелона.
Общая протяженность этой линии составляла 1200 км, от Карельского перешейка и до Черного моря.
Сразу хочу прояснить. У нас линия укрепрайонов никогда не называлась «Линией Сталина». Название пришло с Запада. У нас это официально называлось: «Линия укрепленных районов на государственной границе». Хотя в качестве изображения им не откажешь, в отличие от наших довольно посредственных карт.
Строительство оборонительной линии началось в 1929 году, и к 1939 году было построено 23 УР и более 4000 ДОТов.
Если учитывать время, когда это происходило, период масштабной индустриализации страны, то сделано было немало!
К тому же предполагалось строить узлы обороны второго эшелона обороны на флангах УРов, для предотвращения окружений.
Конечно устройство укрепрайонов было далеко от идеального, но большего в то время страна позволить не могла.
В 1937 году комиссия РККА выявила множество недостатков, особенно в Минском УР. Скрупулезные исследовательские работы, проведенные при этом, внесли коррективы, что было положительно на данном этапе.
Но Советско-Германский Договор о ненападении 1939 года по существу закрыл продолжение строительства линии УР.
Территориальные изменения, вызванные заключением договора, отодвинули границу местами на 300-400 км.
Возникла новая стратегическая ситуация, а времени уже почти не было.
Заместители наркома обороны Кулик, Шапошников и член Военного Совета Жданов предложили перенести часть артиллерийского вооружения на новую границу. Категорически против этого были Тимошенко и Жуков. Сталин частично согласился с доводами и тех и других. Часть вооружений была направлена к новой границе, но выполнено это было просто преступным образом. Все это вооружение направилось на склады!
А вот к тем УРам, построенным в 1938-1939 гг. отношение было иным. По приказу Генштаба от 8 февраля 1941 года Западному и Киевскому Особым ВО предписывалось реорганизовать и модернизировать УРы, но время было уже упущено. Так укрепрайоны встретили войну.
Начало войны и захват Минска
21 июня в Минске наблюдалось абсолютное спокойствие. На улицах полно народа. Беззаботность людей подчеркивал тот факт, что Павлов создал вокруг Минска, по его мнению, мощный пояс ПВО, сняв с границы все подразделения воздушного прикрытия.
На территории Белоруссии было устроено 4 УРа, и самым сильным и укрепленным считался Минский укрепрайон, все-таки здесь пролегала прямая дорога на Москву.
Протяженность составляла 140 км, глубина до 6 км, к тому же хорошо была развита сеть дорог.
Но полоса укреплений к 22 июня, не была полностью занята войсками РККА, а с Северо-Запада Минск так и вовсе был не прикрыт. Все силы РККА были рассредоточены на широком фронте, не взирая, на данные разведки о сосредоточении Вермахта на определенных участках.
Уже 23 июня Люфтваффе бомбит аэродром в Лошице, уничтожая все истребители, которые предназначались для прикрытия Минска. Также бомбежке подверглись здания военного округа, склады, хлебокомбинат и сосредоточение войск 100-й дивизии РККА.
А немецкие танковые клинья уже вышли к Минскому УР, где 13-я армия лишь на день задержала немцев. 26 июня был захвачен Слуцкий УР. Лишь стойко, героически держались Себежский и Полоцкий УРы с помощью 22-й армии, но и они отошли уже 4 июля.
А танковые армии Вермахта, проводят удары по флангам и уничтожают нашу оборону на Белостокском выступе и клещами охватывают Минск, который обороняли 4 стрелковые дивизии РККА и ополченцы.
Немецкая авиация, артиллерия, танки уничтожают второй рубеж обороны Минска, несмотря на ожесточенное сопротивление наших сильно поредевших стрелковых дивизий.
28 июня немцы занимают окраины города и начинаются уличные бои, которые были, увы недолгими, Минск был взят.
Но эти ожесточенные, хоть и относительно кратковременные бои сказались на танковых армиях группы «Центр». Вермахт приступил к переформированию и доукомплектованию.
Хотелось бы добавить еще один фактор быстрого взятия Минска. Все дороги и особенно мосты на пути от границы до Минска, контролировались немецкими диверсантами спецподразделения «Бранденбург». Для Вермахта была фактически открыта «зеленая улица» на Минск!
Но «Блицкриг» был поколеблен!
Я перечислил лишь некоторые общие факты.
Добавляйте, опровергайте, комментируйте!
Всем всех благ!