Найти тему

Как и почему изменилась успеваемость учащихся за период онлайн обучения?

Оглавление

В сложившейся эпидемиологической обстановке в стране все образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. У школьных учителей не было возможности плавного перехода к данному формату обучения, а сроки были короткими.

Данный формат обучения имеет свои плюсы и минусы, которые, как мы увидели, влияют на успеваемость учащихся в ту или иную сторону. Сегодня посмотрим, какие факторы позволили повысить и понизить результаты учащихся.

Факторы, повлиявшие на повышение успеваемости учащихся

Многие ученики считают дистанционный формат обучения дополнительными каникулами: в школу ходить не надо, а значит можно не вставать к определенному часу и не выходить на онлайн урок. В любом случае, если это и надо, то можно сослаться на отсутствие возможности подключиться к уроку — не было интернета или света. Отсутствие ученика на уроке — не повод выставления неудовлетворительной оценки. Пропуск не повлияет на успеваемость, учащийся может самостоятельно проработать тему в своём режиме.

В связи с такими изменениями перестали ставить неудовлетворительные оценки, учителя перешли на более «мягкий» формат оценивания. «Бывший» двоечник при очном формате обучения становится по крайней мере успевающим. Тот же ученик, обладая способностями поиска в интернете сможет повысить свои оценки, ведь сейчас много ресурсов с готовыми домашними заданиями.

На выполнение онлайн заданий чаще всего дети тратят меньше времени, не надо ничего писать. Например, задания, в которых из предложенных вариантов ответа надо выбрать правильный – такие задания есть на проверку разных навыков: грамматики, аудирования и чтения; остаётся время для саморазвития. Например, задания с помощью интерактивной рабочей тетради Skysmart, бесплатного решения по материалам АО "Издательство Просвещение”.

Результат своих работ ученик видит мгновенно, что повышает мотивацию, а значит и успеваемость. Ресурсами с возможностью самопроверки являются Фоксфорд, Физикон, Российская электронная школа. На сайте нашего электронного дневника есть возможность создания тестов с автоматической проверкой и выставлением оценок в электронный журнал.

Стоит помнить, что важна регистрация на данных сайтах.

Учителя чаще применяют дифференцированный выбор заданий, что дает лучшую проработку навыка или темы, которые являются проблемой у конкретного учащегося, ведь именно благодаря дистанционному формату учитель практически 24 часа в сутки на связи с учеником.

Факторы, влияющие на снижение успеваемости учащихся

Основная нагрузка по освоению и регистрации на онлайн платформах ложится на родителей, а справляться с этим готовы и хотят далеко не все. Подросток спокойно разберется с регистрацией самостоятельно, но ученику начальных классов обязательно понадобится помощь взрослого — младший учащийся может не знать личной информации для прохождения регистрации, такой как электронная почта. Все это может снизить успеваемость с «отлично» на « хорошо», что является «ударом» для учащегося начального звена. С другой стороны некоторые родители всегда в курсе достижений своего ребенка, принимая активное участие в онлайн обучении, контролируя процесс.

Если в семье несколько детей, технически не все семьи оснащены компьютером, планшетом или телефоном для каждого ребенка. Детям приходится заниматься по очереди, если учитель объясняет новый материал, у учащегося нет возможности подключиться. Тогда ученику приходится изучать данный материал самостоятельно, а это может привести к недопониманию и снижению успеваемости. Не все дети понимают объяснения очно, в школе, некоторым стоит повторять и разъяснять в другом ключе. Дистанционное же обучение дает временное ограничение, невозможность задать вопрос учителю после урока, или спрашивать удаётся в рамках беседы в мессенджерах, но это уже не то объяснение, которое возможно провести очно.

Находясь дома, у ученика возникают разные “дела”, не связанные с обучением: можно поиграть в компьютерные игры или посмотреть интересное видео вместо урока, или вообще сделать это во время трансляции урока. Эта отвлеченность от процесса обучения значительно влияет на успеваемость.

Введение дистанционного формата обучения, как альтернатива очного обучения рассматривается правительством вне зависимости от эпидемиологической ситуации. Дети, обладающие самоорганизацией и мотивацией, не потеряют уровень знаний и не снизят свою успеваемость независимо от формата обучения, а только выиграют от преимуществ данного дистанционного формата обучения.

Ольга Беднова