Привет всем! Меня зовут Минкина Вера. Я учитель английского. Уже несколько лет живу и работаю в Таиланде.
Сегодня поговорим про профессиональное выгорание... Когда кажется, что все, тупик... Когда хочется все бросить и уйти в другую сферу.
Знакомо ли мне это? - Да, знакомо! Когда это случилось в последний раз? - Ой, уже даже вспомнить сложно. Давно, как минимум несколько лет назад... Случалось, и не раз, и каждый раз становился очередным уроком, а зачастую толчком к дальнейшему развитию. И вот в этом году уже 18 лет в педагогике! - 18 лет! Даже не верится! И вот несколько уроков и советов, за которые я благодарна жизни и всему, что в ней происходило, за возможность все реже попадать в эмоциональные ямы, а если даже и начинаешь туда сползать, быстро оттуда выскакивать.
1. "Дело не в рутине" , вернее не всегда. Пару лет назад я провела несколько дней в буддистском монастыре на севере Таиланда. С первого взгляда каждый день здесь ничем не отличается от предыдущего. Подъем, подношения еды монахам, завтрак, медитация, обед, медитация, помощь по монастырю, медитация, сон... И так каждый день. Вначале я смотрела на монахов и просто не могла поверить, что они так живут всю свою жизнь. В первый день все было интересно, на второй появилось приятное чувство, когда ты уже все знаешь и чувствуешь себя как дома, на третий появились мысли "Ииии? И что так каждый день?" Самое интересное начинается через несколько дней, когда ты отключаешься и может быть впервые в жизни начинаешь по настоящему знакомиться с собой. Тогда я поняла, что иногда несколько минут проведённых наедине с собой могут дать тебе больше, чем недельное путешествие в другую страну... И что жизнь монахов намного интереснее и познавательнее, чем жизнь многих людей. На определённых этапах эта самая рутина может быть очень даже полезной. Тут уже от человека зависит, какое значение он вкладывает в это понятие, как к этому относится. И что часто нужно быть благодарным за такие периоды в жизни.
2. "Не надо делать работу крайней" и искать причины своего эмоционального истощения в ней. Наша жизнь не только работа, и очень важно поддерживать в ней баланс. Проблемы в одной сфере неминуемо ведут к проблемам в другой. Да, можно попытаться спрятаться в работе и компенсировать за счёт неё проблемы в других сферах... Но, ничего хорошего из этого не получится. Это будет путь не "к" , а "от". И часто неудовлетворённость в работе может стать сигналом к тому, что где-то у вас серьёзные проблемы. Осознав это, и даже обнаружив эти эмоциональные дыры, куда уходит ваша энергия, очень важно не повестись на так называемое "галочковое мышление". Это когда делаешь все ради галочки. Так, нужна семья, берём первого попавшегося более менее подходящего мужчину и тащим его в ЗАГС. На определённом этапе в определённых обстоятельствах более свободные отношения могут принести больше энергии и положительных эмоций, чем брак для галочки. Или тема спорта. Спорт - это неиссякаемый источник энергии, и, конечно, это самый верный путь к здоровью и красивому телу. Но бежать в спортзал и издеваться над собой, когда вам это не приносит удовольствия, только ради того, чтобы поставить галочку в разделе "спорт, здоровье и красота"... Стремное решение, надо сказать. Просто надо найти то, что вам по душе. Для меня бег - это кайф, ещё я люблю спортзал. Я понимаю людей, которым это не нравится. Но кроме бега и спортзала существуют сотни других активностей, которые могут дать физическую нагрузку. Вообщем, балансу в жизни говорим "да!", галочковому мышлению - "нет!".
3. "Часто форма важнее содержания". Да, бывает и так. Я люблю педагогику, я люблю учить детей, люблю работать с преподавателями, люблю учиться сама. Но для меня важно "как, где и с кем". Ведь, если вы обучаете детей, это не значит, что можно работать только в школе. Можно быть частным педагогом, можно работать в частной языковой школе, можно давать уроки онлайн, можно открыть свою студию, можно переехать за границу и работать там, можно делать интересные обучающие проекты (разговорные клубы, квесты и т. д.) Кто-то лучше работает, когда он свободен, и есть где развернуться его творческой натуре, кому-то нужны ясные инструкции, понятная программа и руководитель, на которого он может опереться. Кто-то ловит кайф от малявок, а кого-то заводят занятия по бизнес-английскому с серьёзными респектабельными дядечками и тетеньками. Кому-то проще работать на конкретный результат и готовить к экзаменам, кому-то нужно творчество, творчество, творчество. Кто-то даже находясь в коллективе, любит работать самостоятельно, а для кого-то коллектив и коллеги - это все. Все мы разные, и ученики, и учителя. Некоторым кажется, что сказать "я - педагог" - это значит найти себя. Но педагогика - это бескрайний океан. Здесь легко заблудиться и ещё хуже утонуть. Поэтому очень важно найти свое место в педагогике, понять себя, свои сильные стороны, не пытаться запихнуть себя в первые попавшиеся рамки.
Очень бы хотелось написать ещё и о конкретных шагах, которые я предпринимала, когда накрывало так накрывало. Но это уже в одном из следующих постов.