Найти тему
5 лучших!

Радости и разочарования коллекционера винила

"Точечная" поначалу застройка скоро полностью захватывает всё пространство комнаты.
"Точечная" поначалу застройка скоро полностью захватывает всё пространство комнаты.

Музыку можно и нужно воспринимать организмом, всей площадью своего тела, всей душой. Как усиливающая антенна, как микроволновка - чтобы внутри от хорошей музыки все кипело. Слезы или радость - все равно. Это как любовь, где ничего не надо объяснять. Она есть. И одно это - повод для ликования и обыкновенного человеческого счастья.

А можно воспринимать хорошую музыку мозгом. Прогонять ее через анализатор и на выходе с каменным лицом выдавать унылое "бу-бу-бу". В этом случае музыка словно приходит на прием к психоаналитику, ложится на кушетку и изливает наболевшее. Финал заранее известен. Её, музыку, терпеливо выслушают, после чего доктор пропишет успокоительную пилюлю и объяснит подробно, что в ней и зачем, что хотел с ее помощью сказать автор музыки. Часто это происходит в присутствии студентов-практикантов, тщательно что-то конспектирующих и похихикивающих. В этом случае музыке вообще неуютно. Наверно в подобных ситуациях она чувствует себя голой, и кожа ее покрывается пупырышками. - Что вы тогда хотите от Музыки? На какую взаимность рассчитываете?

В общем я - за первый вариант соприкосновения с музыкой.

В моей коллекции есть пластинки, которые я готов переслушивать бессчетное количество раз. Например, совместные записи Эллы Фитджеральд и Луи Армстронга...
В моей коллекции есть пластинки, которые я готов переслушивать бессчетное количество раз. Например, совместные записи Эллы Фитджеральд и Луи Армстронга...
... или чудесная музыка Микаэла Таривердиева к кинофильмам! Абсолютно самостоятельная ценность! Слушаю, а перед глазами все равно проплывают кадры из фильмов моего детства.
... или чудесная музыка Микаэла Таривердиева к кинофильмам! Абсолютно самостоятельная ценность! Слушаю, а перед глазами все равно проплывают кадры из фильмов моего детства.

"Однако, любовь травы не меньше твоей любви...", - пел Борис Гребенщиков. - Как и счастье. Как и удовольствие от музыки.

Жанр не важен. Потрясение не бывает 67-процентным. Это либо полное потрясение, либо обычное удовольствие. Не все умеют выразить словами пережитое. Но это и не главное. Думаю, что внутреннее ликование, при условии вовлеченности, абсолютно. Всегда - стопроцентно!

Кстати, наш знаменитый дирижер Юрий Темирканов не стеснялся, может быть лишь чуть кокетничая, заявлять о том, что он не понимает музыку. "...Забыть выражение идиотов-музыковедов: "Понимать музыку". Я, например, музыку не понимаю... Если бы человеку сказали: чувствовать музыку - это другое дело, потому что музыка начинается там, где кончаются наши представления о слове, о конкретике. В музыке есть ощущение, настроение, состояние, ее нужно глотать, как воздух"- И чувствовал, и добивался от музыкантов своих оркестров играть то, "что спрятано за нотами". И умел отстоять право на существование таких чувств даже перед Великими!

Так в финале Десятой симфонии Шостаковича эпизод с валторнами Темирканов решил продирижировать в три раза медленне, чем это было задумано гениальным композитором. Перед исполнением в Москве Темирканову позвонил сам Шостакович и предупредил, что не сможет быть в зале. Будет слушать по радио, в больнице... Темирканов признался в своей дирижерской вольности с валторнами. Но, если автор возражает... "Нет-нет, играйте, как задумали. Я послушаю", - Ответил Шостакович. А после услышанного по радио письмом разрешил Темирканову исполнять этот эпизод так, как "он чувствует".

Д.Д.Шостакович. Симфония №7. "Ленинградская". Дир. - Ю Темирканов.
Д.Д.Шостакович. Симфония №7. "Ленинградская". Дир. - Ю Темирканов.
Ещё "Ленинградские" из моей коллекции. Однако, далеко не все. - Мравинский, Светланов, Бернстайн, Берглунд, Кондрашин...
Ещё "Ленинградские" из моей коллекции. Однако, далеко не все. - Мравинский, Светланов, Бернстайн, Берглунд, Кондрашин...

***

Почему "распухает" коллекция?

Одна из причин существенного, стихийного "распухания" коллекции - любители джаза и классики меня поймут - еще и в том, что произведения одного композитора записывают разные исполнители, которых – огромное количество. И которые – почти все, по крайней мере, те, кого приглашают в профессиональные студии звукозаписи – мастера высокого класса.

И как, скажите, пройти мимо оригинальных комплектов записей, например, великих классических пианистов - канадца Гленна Гульда и нашего Святослава Рихтера? Или мимо издания "Мелодией" ранее не публиковавшихся записей Эмиля Гилельса?

-6

Но это еще полбеды! Вот, например, комплект симфоний Бетховена. Кто только из дирижеров не воздвиг себе этот прижизненный нерукотворный памятник! Кто только ни записывал – в розницу или оптом! И все это надо помножить на версии произведений, исполненных, например, скрипачом или пианистом с одним дирижером, а через несколько лет и на другом лейбле - с другим...

А ведь еще есть, например, бетховенские сонаты для виолончели и фортепиано или его же Тройной концерт, где исполнители тусуются и мечутся на стол, словно карты! Умножьте это на новые записи, когда места старых мастеров занимают новые звезды... Но самая большая "беда" в том, что почти все эти комбинации безумно интересны! И все так и просятся в коллекцию.

Пятая симфония Бетховена в переложении Листа для фортепиано. Исполняет Гленн Гульд. А Гульд - это целая самостоятельно существующая, странная Вселенная... Устоять не смог! Уже лет десять как в коллекции.
Пятая симфония Бетховена в переложении Листа для фортепиано. Исполняет Гленн Гульд. А Гульд - это целая самостоятельно существующая, странная Вселенная... Устоять не смог! Уже лет десять как в коллекции.
...или мировая премьера Шестой "Пасторальной" симфонии Бетховена в переложении Листа и в исполнении французского пианиста Сиприана Катсариса. Тоже не смог пройти мимо. Интересно все-таки!
...или мировая премьера Шестой "Пасторальной" симфонии Бетховена в переложении Листа и в исполнении французского пианиста Сиприана Катсариса. Тоже не смог пройти мимо. Интересно все-таки!

А бывает, что просто не можешь пройти мимо замечательных альбомов, выставленных на продажу за приемлемую цену. Именно так в моей коллекции оказались сразу три двойных виниловых посвящения моего любимог джазового гитариста Кенни Баррела великому Дюку Эллингтону. Да, сразу три. Не считая компакт-диска с той же записью.

Любимая музыка, состояние пластинок идеальное... Вот оно, счастье коллекционера!

Живут, соседствуют на полке, звучат по очереди.  Довольны все стороны!
Живут, соседствуют на полке, звучат по очереди. Довольны все стороны!

И я почти все это добросовестно собираю. Причем, отсеять с ходу "слабые" классические записи невозможно. С ними надо "пожить", их надо послушать... Правда, иногда на выручку приходит большая царапина по всей стороне. Тогда выбор делать легче. Хотя сердце обливается горючими слезами! (См. фото)

Иногда из посылок с пластинками выныривает и такое... "Тур де Форс"-мажор!
Иногда из посылок с пластинками выныривает и такое... "Тур де Форс"-мажор!
Исполнитель-то замечательный! Но как послушаешь?
Исполнитель-то замечательный! Но как послушаешь?

Как видите, геометрические прогрессии спотыкаются и от такие препоны, но быстро поднимаются, отряхиваются и скачут дальше ещё быстрее.

Ну, и напоследок послушаем прекрасную композицию Пола Дезмонда и Джима Холла с их совместного, 1966 года прекрасного альбома Easy Living. Очень люблю слушать его долгими зимними вечерами. Композиция Bewitched .

-12

Продолжение записок меломана и коллекционера виниловых пластинок следует!
Понравился материал? - Жмите на "палец-вверх"!

Искренне Ваш, Лев Комов.