После Февральской революции в России сложилась удивительная, даже немного абсурдная ситуация. С одной стороны, огромное влияние на практике приобрели Советы, находившиеся под контролем умеренных социалистов.
Однако существовало и «буржуазное правительство» в лице «временщиков». Это сейчас мы знаем, с какой легкостью данный орган управления себя дискредитировал (его не пожелал защищать практически никто). Но еще весной 1917 года авторитет «временных» был довольно высок. Они реально имели шанс создать новую, демократическую и многопартийную Россию. Но что-то не срослось.
И причин тому много. Продолжение заколебавшей всех Первой мировой войны, идеологический раскол общества «по интересам», активность политических радикалов и иностранных разведок, банальная «мама-анархия», двоевластие в стране, «непредрешенчество» (на котором впоследствии споткнуться и белые). В общем, куча факторов, на разбор которых уйдет не один том.
Но проблема была и в самом Временном правительстве. Там оказалось много вроде как интеллигентных людей, навроде Львова, Милюкова, Керенского, Гучкова... но все эти граждане, дорвавшись до власти, не знали, что с ней делать.
Они плохо понимали свой собственный народ, не имели за собой реальной силы и четкой программы. А благими намерениями, как известно, выстлан путь понятно куда...
«...Вся эта деятельность, вольно или невольно, имела характер разрушения, не созидания. Правительство отменяло, упраздняло, расформировывало, разрешало... В этом заключался центр тяжести его работы...» (с) А.И. Деникин о Временном правительстве.
В итоге, все поступки «власти 1917 года» можно разделить на три группы:
а) Эффектные разговоры о «великолепной России будущего» и красивые бумажки о человеческих правах.
б) Интриги, попытки удержаться у руля и «выполнить союзнические обязательства».
в) Пожалуй, самое главное. Тотальное и всемерное разрушение государственности. Все, что было при Российской империи — плохо, ведь это «проклятый царизм». «Временщики» рушили все, что создавалось при монархии. Демократизация армии, уничтожение старой полиции, всеобщая амнистия, поощрение сепаратизма... И это все при продолжении войны и при конфликте с радикальными левыми силами.
Очень хорошо описал ситуацию А.И. Деникин:
«...Россия того периода представляется мне ветхим, старым домом, требовавшим капитальной перестройки. За отсутствием средств, и в ожидании строительного периода (Учредительное Собрание), зодчие начали вынимать подгнившие балки, причем часть их вовсе не заменили. Другую подменили легкими, временными подпорками, а третью надтачали свежими бревнами без скреп — последнее средство оказалось хуже всех. И здание рухнуло...» Из «Очерков русской смуты».
Исторической иронией можно назвать восстановление государственности большевиками: делалось это зачастую действительно «вопреки». Ведь среди «красных» в период Гражданской войны было много анархо-коммунистов, ультра-большевиков и левых эсеров, которые не желали возрождения регулярной армии, чиновничества, органов управления. Многие политические решения Ленину и Троцкому приходилось буквально «продавливать с боем».
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.