Найти тему
Мышко Наталья

АСТРОНАВТЫ ВОШЛИ В КОНТАКТ С ИНОПЛАНЕТЯНАМИ часть 2

 Старт ракеты «Титан-2» с космическим
кораблем «Джемини-4» 3 июня 1965 года.Схожая история произошла и с астронавтами, отправившимися на орбиту в декабре 1965 года на корабле «Джемини-7». Фрэнк Борман и Джеймс Ловелл проработали в космосе почти 14 суток, что должно было подтвердить практическую возможность экспедиции к Луне. В ходе полета они планировали состыковаться со спутником-мишенью «Аджена-Д». Сразу после выхода на орбиту Борман провел запланированный эксперимент: развернул корабль и сблизился со второй ступенью ракеты-носителя. При этом астронавты отметили, что ступень окружена мусором и замерзающими остатками топлива. Ловелл сделал несколько снимков вращающейся ступени; при этом астронавты сообщали наземным операторам, что наблюдают «мириады мелких частиц». Хотя их происхождение было очевидным, стенограмма переговоров заинтересовала уфологов. В одном месте Борман сообщил: «Бабайка на десять часов». Наземный оператор попросил уточнить, что имеется в виду. Ловелл пояснил, что, помимо ракетной ступени и облака частиц, они наблюдают блестящее тело. На этом инцидент был исчерпан, и астронавты занялись подготовкой к переводу корабля на более высокую орбиту.
Старт ракеты «Титан-2» с космическим кораблем «Джемини-4» 3 июня 1965 года.Схожая история произошла и с астронавтами, отправившимися на орбиту в декабре 1965 года на корабле «Джемини-7». Фрэнк Борман и Джеймс Ловелл проработали в космосе почти 14 суток, что должно было подтвердить практическую возможность экспедиции к Луне. В ходе полета они планировали состыковаться со спутником-мишенью «Аджена-Д». Сразу после выхода на орбиту Борман провел запланированный эксперимент: развернул корабль и сблизился со второй ступенью ракеты-носителя. При этом астронавты отметили, что ступень окружена мусором и замерзающими остатками топлива. Ловелл сделал несколько снимков вращающейся ступени; при этом астронавты сообщали наземным операторам, что наблюдают «мириады мелких частиц». Хотя их происхождение было очевидным, стенограмма переговоров заинтересовала уфологов. В одном месте Борман сообщил: «Бабайка на десять часов». Наземный оператор попросил уточнить, что имеется в виду. Ловелл пояснил, что, помимо ракетной ступени и облака частиц, они наблюдают блестящее тело. На этом инцидент был исчерпан, и астронавты занялись подготовкой к переводу корабля на более высокую орбиту.

Тем не менее «бабайка» (в оригинале – bogey) Бормана стала одной из уфологических легенд. О ней, в частности, сообщал астроном Джозеф Аллен Хайнек, перековавшийся из скептика в профессионального уфолога. В своей книге «Грань реальности. Доклад о неопознанных летающих объектах» (1975), написанной в соавторстве с Жаком Валле, он приводил историю с «бабайкой» как необъяснимое наблюдение НЛО, причем пользовался не реальным свидетельством Бормана, а вольным пересказом, сделанным вышеупомянутым Джорджем Фосеттом. Новая версия, обрастая фантастическими подробностями, перекочевала в труды других исследователей аномальных явлений: Дональда Кихоу, Чарльза Берлица, Брэда Стайгера (Олсона). «Бабайка» превратилась в «массивный сферический объект», а сама история легла в основу конспирологической теории, гласящей, что инопланетяне мешают нам развивать космонавтику.

Примерно на таком же уровне происходило и обсуждение мифических свидетельств встреч с инопланетянами экипажей кораблей «Аполлон», летавших к Луне. Причем в случаях, если астронавты вступают в полемику с уфологами и прямо говорят о том, что никогда не наблюдали чего-то, что можно было бы однозначно интерпретировать как искусственные объекты, управляемые пришельцами, их начинают обвинять в замалчивании важной информации под давлением спецслужб. Доверия нет даже к тем астронавтам, которые поддерживают идею тайного присутствия инопланетян на Земле, – среди них Эдгар Митчелл и Гордон Купер. Уфологи, вероятно, не понимают, что своими домыслами и мистификациями не только дискредитируют собственные изыскания, но и оскорбляют астронавтов, выставляя их лжецами, трусами и дураками.

Советские космонавты некоторое время находились в «тепличных» условиях, хотя их много раз пытались втянуть в обсуждение уфологической тематики. В 1979 году в журнале «Техника – молодежи» появилась новая рубрика «Покорители космоса – о жизни, о Земле, о Вселенной». В ней летчики-космонавты отвечали на шесть вопросов, третий из которых звучал так: «С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами?» Космонавты отвечали аккуратно и в благоприятном для уфологов русле. Они уверенно говорили о том, что инопланетные цивилизации наверняка существуют где-то во Вселенной, и о том, что феномен НЛО, даже если он не связан с гипотетическими пришельцами, нужно изучать. Но вот незадача – ни один из них не признался, что лично видел в космосе хоть что-то, напоминающее «летающую тарелку».

Например, Виктор Горбатко прямо заявил: «Бесспорно, жизнь есть не только на Земле, но против факта не пойдешь – ни мы, ни американские астронавты пока не встречались с инопланетянами или их зондами. В 1977 году на Авиационном салоне в Париже я между делом спросил Томаса Стаффорда: «Правда ли, что ваши коллеги видели каких-то там «зеленых человечков»?» Он ответил вопросом: «А ваши?» – «Никого!» – «И наши никого!» Мы уже убедились, что в пределах Солнечной системы наша цивилизация одинока».

Георгий Гречко высказался еще резче: «Первое свидание с «братьями по разуму» не пройдет бесследно. Мне кажется, оно может произвести целую революцию в естествознании. Кто из нас – от увлеченных «гениальными» идеями мальчишек до солидных и опытных космонавтов – не мечтал о такой встрече! К сожалению, иногда мы склонны принимать желаемое за действительное. Отсюда многочисленные сообщения о каких-то таинственных контактах с существами из других миров. Но на поверку оказывается, что это или ошибки, или мистификации».

В то же время читатель, который не разбирался в тонкостях взаимоотношений уфологии и академической науки, мог подумать, что если на страницах журнала с тиражом 1,5 млн экземпляров герои-космонавты всерьез обсуждают «летающие тарелки», причем в контексте гипотезы инопланетного происхождения, то в этой теме что-то есть.

Астронавт Базз Олдрин на Луне 20 июля 1969 года:
солнечные блики на объективе фотокамеры часто
принимают за НЛО.
Снимок сделал Нил Армстронг. Иллюстрации из книгиУловка не осталась незамеченной. Известный популяризатор Владимир Губарев опубликовал два материала под одинаковым названием «Легенда о пришельцах»: статью в газете «Правда» (от 2 марта 1980 года) и беллетризованный очерк в журнале «Наука и жизнь» (1980. № 11–12). В первом он прямо обвинил отечественных уфологов в попытке привлечь астронавтов и космонавтов к обоснованию своих гипотетических построений, во втором еще раз привел высказывания космонавтов по поводу «летающих тарелок»:
Астронавт Базз Олдрин на Луне 20 июля 1969 года: солнечные блики на объективе фотокамеры часто принимают за НЛО. Снимок сделал Нил Армстронг. Иллюстрации из книгиУловка не осталась незамеченной. Известный популяризатор Владимир Губарев опубликовал два материала под одинаковым названием «Легенда о пришельцах»: статью в газете «Правда» (от 2 марта 1980 года) и беллетризованный очерк в журнале «Наука и жизнь» (1980. № 11–12). В первом он прямо обвинил отечественных уфологов в попытке привлечь астронавтов и космонавтов к обоснованию своих гипотетических построений, во втором еще раз привел высказывания космонавтов по поводу «летающих тарелок»:

«– Я отношусь к ним [пришельцам] серьезно, – вдруг сказал Олег Макаров, – люди увлекаются, к примеру, коллекционированием марок, а пришельцы разве хуже?

– Это все гораздо серьезнее, – не согласился Георгий Гречко, – меня на каждой встрече спрашивают о пришельцах и «тарелочках». Еще после первого полета. «Нет, – говорю, – не видел», – но не верят! Словно я что-то скрываю... А ведь действительно не видел!

– Помнишь контейнеры с отходами? – спросил Макаров.

– Действительно, это классический пример «тарелочек»! – Гречко почему-то обрадовался. – Вы знаете о нем? <...> Идет грузовик на стыковку к нам. Вдруг на телеэкране появляется точка, медленно движется в сторону... Ну, мы с Юрой Романенко сразу определили: это один из контейнеров с отходами, который мы выбросили в космос со станции... А на Земле уже легенда: мол, вокруг «Салюта» корабли инопланетян шныряют. А эти контейнеры, верно, нас сопровождали, пока мы орбиту станции не изменили во время коррекции...»

Как видите, двух толкований быть не может: люди, летающие в космос, периодически видят НЛО, но уверены, что они имеют земное происхождение. Нужно ли обращать внимание на такие объекты? Обязательно! Ведь если рядом с кораблем появляется некий посторонний предмет, то это либо его отвалившаяся часть, либо космический мусор – и то и другое может представлять угрозу для выполнения миссии.

Впрочем, времена меняются. И не всегда в лучшую сторону. В 1980-е годы в советской прессе стали благожелательнее относиться к материалам, написанным в поддержку уфологии и гипотезы инопланетного происхождения НЛО. К концу существования Советского Союза любители аномальных явлений начали объединяться в группы, и больше не выглядело чем-то странным, когда заслуженный космонавт Павел Попович сначала возглавил Всесоюзную уфологическую ассоциацию, а с 1992 года стал президентом Уфологической ассоциации СНГ и Академии энергоинформационных наук.

Примечательно, что уфологи не забыли и не простили прежние гонения. Например, Борис Шуринов в уже упоминавшейся книге «Парадокс ХХ века» довольно едко высказывается в адрес того же Владимира Губарева, который пытался остановить вовлечение космонавтики в утверждение гипотезы инопланетного происхождения НЛО. Что касается заявлений астронавтов и космонавтов о том, что они не видели «летающих тарелок», то Шуринов прокомментировал его довольно своеобразно: «Человек, побывавший в космосе, может сказать по возвращении на Землю, что он не видел НЛО. И мы должны относиться с уважением к сказанному, так как у нас нет оснований не верить. Но «не видел НЛО» не тождественно «НЛО не существуют», следовательно, «не видел НЛО» не является доказательством отсутствия неопознанных летающих объектов. Космонавт или астронавт, не видевший НЛО, может добавить: «Думаю, что их не существует», «Полагаю, что мы одиноки во Вселенной» или что-либо в этом роде, но это всего лишь предположения, сомнения, а отнюдь не доказательства отсутствия НЛО.<... > А те, кто желает вернуться к детсадовским рассуждениям об отсутствии НЛО, опираясь на специально отобранные подходящие высказывания отдельных астронавтов и космонавтов, не видевших НЛО, могут продолжать в том же духе».

Мы не будем прибегать к «детсадовским рассуждениям». Мы просто укажем на то, что Шуринов использует здесь argumentum ad ignorantiam – аргумент к незнанию, когда всякое предположение, ложность которого не доказана, считается истинным и наоборот. Знаменитый американский ученый Карл Саган приводил пример использования аргумента к незнанию в уфологии, который близок по смыслу доводам Шуринова: «Нет исчерпывающих доказательств того, что НЛО не посещали Землю, значит, НЛО существуют и где-то во Вселенной есть разумная жизнь». Понятно, что аргумент не может быть принят, поскольку с его помощью можно обосновать все что угодно – в том числе шизофренические фантазии. Кроме того, он противоречит логике и здравому смыслу. Попробуйте применить аргумент к незнанию хотя бы к обычной бытовой ситуации, и вы сразу увидите его ущербность. «Вы пьете коньяк по утрам, поскольку обратное исчерпывающе не доказано». «Вы маньяк-убийца, поскольку обратное исчерпывающе не доказано». И т.п.

Безусловно, мы должны с уважением относиться к показаниям людей, побывавших в космосе и не встретивших там инопланетян. Больше того, нам не следует оскорблять их сомнениями в искренности или некомпетентности – в конце концов, они образованнее нас и находятся на передовой научно-технического прогресса. Если же вам не нравится, что ваши взгляды на проблему инопланетного присутствия на Земле расходятся с тем, что сообщает практическая космонавтика, то, наверное, стоит задуматься, насколько далеко вы готовы зайти в отрицании реальности.