Найти тему

Женщины-колонны художника Самохвалова

Художник Самохвалов вспоминал в своих мемуарах, что основными событиями, определившими формирование его стиля, стали путешествие в Самарканд вместе с Петровым-Водкиным, где они делали зарисовки и обмеряли памятники, а также работа по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге, где Самохвалов открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

А. Самохвалов. Физкультурница с букетом, 1935
А. Самохвалов. Физкультурница с букетом, 1935

Причудливым образом конструкторские выкладки по проблемам соотношения цвета и формы, а также любовь к монументальной фреске, Александр Самохвалов реализовывал в особо удающихся ему образах героинь "труда и спорта".

А. Самохвалов. Метростроевка у бетоньерки, 1937
А. Самохвалов. Метростроевка у бетоньерки, 1937

Фигуры этих девушек не только наполнены идеологическими комплементами и мажорным пафосом; они выполнены с почти архитектурным размахом - крупные почти мужские руки, непропорционально широкие бедра, созданные , отнюдь, не для облегчения родов, позы древнегреческих богинь на фоне комсомольской стройки.

А. Самохвалов. На стройке, 1945.
А. Самохвалов. На стройке, 1945.

Идеологически такой подход абсолютно понятен - Новый Мир не построить одними только мужскими руками, и эмансипация стала не гимном равноправию, а вполне утилитарным желанием приобщить не только прекрасную, но и бОльшую часть человечества к активному труду. А взамен "женщина с лопатой", "женщина-метростройка", "женщина-спортсменка" стали музами целого поколения советских художников.

Идеал женской красоты Александра Дейнеки
А. Самохвалов. Слева – С лопатой, 1934. Справа – У лебедки, 1934
А. Самохвалов. Слева – С лопатой, 1934. Справа – У лебедки, 1934
А. Самохвалов. Слева – Девушка с ядром, 1933. Справа – Спартаковка, 1928
А. Самохвалов. Слева – Девушка с ядром, 1933. Справа – Спартаковка, 1928

К чести Александра Самохвалова стоит отметить, что его пристрастие к масштабным женщинам было оправдано не только идеологическим вывертом. Супруга художника, чьи портреты он любовно писал всю жизнь, вполне соответствовала советскому канону красоты, а кроме того, сама была талантливой и работоспособной художницей.

Самохвалов А.Н. Портрет М.А. Клещар-Самохваловой, жены художника. 1957
Самохвалов А.Н. Портрет М.А. Клещар-Самохваловой, жены художника. 1957

Самой известной картиной Самохвалова, ярким примером образа современника, своеобразной советской Джокондой является "Девушка в футболке". Александр Самохвалов, искренне принявший идеи строительства социализма, много ездивший по стране и неустанно встречающийся со студентами, представителями разных профессий, выбрал для этого образа реальную женщину: школьная учительница, она была замужем за партработником, принимала участие в движении партизан и вела активную социальную жизнь.

Именно Самохвалову принадлежит хрестоматийное произведение советского искусства 1930-х годов "Девушка в футболке", 1932
Именно Самохвалову принадлежит хрестоматийное произведение советского искусства 1930-х годов "Девушка в футболке", 1932

Вообще, спортсменки занимали особое место в творчестве Саховалова, что неудивительно. Кто лучше отобразит физический идеал тела, способного построить коммунизм в отдельно взятой стране? Разумеется, женщина, которая не только коня остановит и в избу войдет, но и освоит технически сложные, с богатыми традициями виды спорта - метание диска и молота.

Самохвалов А.Н. Метательница диска. 1930-е
Самохвалов А.Н. Метательница диска. 1930-е
Самохвалов А. Н. Метательница молота. 1935
Самохвалов А. Н. Метательница молота. 1935

Саховлаловская женщина - это прежде всего колонна. Не просто красивая колонна ионического ордера с завитушками на макушке, но идеологическая колонна, без опоры на которую невозможен прогресс. И, как говорил Ленин: пролетариат не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин. И женщины отвечали ему: если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы.

-10