Художник Самохвалов вспоминал в своих мемуарах, что основными событиями, определившими формирование его стиля, стали путешествие в Самарканд вместе с Петровым-Водкиным, где они делали зарисовки и обмеряли памятники, а также работа по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге, где Самохвалов открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.
Причудливым образом конструкторские выкладки по проблемам соотношения цвета и формы, а также любовь к монументальной фреске, Александр Самохвалов реализовывал в особо удающихся ему образах героинь "труда и спорта".
Фигуры этих девушек не только наполнены идеологическими комплементами и мажорным пафосом; они выполнены с почти архитектурным размахом - крупные почти мужские руки, непропорционально широкие бедра, созданные , отнюдь, не для облегчения родов, позы древнегреческих богинь на фоне комсомольской стройки.
Идеологически такой подход абсолютно понятен - Новый Мир не построить одними только мужскими руками, и эмансипация стала не гимном равноправию, а вполне утилитарным желанием приобщить не только прекрасную, но и бОльшую часть человечества к активному труду. А взамен "женщина с лопатой", "женщина-метростройка", "женщина-спортсменка" стали музами целого поколения советских художников.
Идеал женской красоты Александра Дейнеки
К чести Александра Самохвалова стоит отметить, что его пристрастие к масштабным женщинам было оправдано не только идеологическим вывертом. Супруга художника, чьи портреты он любовно писал всю жизнь, вполне соответствовала советскому канону красоты, а кроме того, сама была талантливой и работоспособной художницей.
Самой известной картиной Самохвалова, ярким примером образа современника, своеобразной советской Джокондой является "Девушка в футболке". Александр Самохвалов, искренне принявший идеи строительства социализма, много ездивший по стране и неустанно встречающийся со студентами, представителями разных профессий, выбрал для этого образа реальную женщину: школьная учительница, она была замужем за партработником, принимала участие в движении партизан и вела активную социальную жизнь.
Вообще, спортсменки занимали особое место в творчестве Саховалова, что неудивительно. Кто лучше отобразит физический идеал тела, способного построить коммунизм в отдельно взятой стране? Разумеется, женщина, которая не только коня остановит и в избу войдет, но и освоит технически сложные, с богатыми традициями виды спорта - метание диска и молота.
Саховлаловская женщина - это прежде всего колонна. Не просто красивая колонна ионического ордера с завитушками на макушке, но идеологическая колонна, без опоры на которую невозможен прогресс. И, как говорил Ленин: пролетариат не может добиться полной свободы, не завоевывая полной свободы для женщин. И женщины отвечали ему: если вы не способны к борьбе за страну, это сделаем мы.