Найти тему

Маск, который смог

Оглавление

Выбирая на этот раз тему для своей статьи, я долго мучился дилеммой. О чем? О протестах в США или о полете в космос пилотируемого корабля Илона Маска? Потом решил: протесты были, есть и будут, а вот в сфере исследований космоса давненько не было ничего столь заметного. Пожалуй, со времен грустного эпизода с прощальным полетом станции «МИР».

Поехали!

Вообще сведущий человек между двумя этими эпизодами насчитает, думается, не один десяток, или даже сотню, важных околокосмических событий. И прощание с Opportunity, и достижение Плутона, и так далее. Но с точки зрения общественного интереса, согласитесь, запуск корабля Маска куда более значим. Прежде всего, он напомнил, что космос — есть. А то в погоне за гаджетами и цифровизацией человечество как-то стало об этом забывать. Свет больших городов затмил звездное небо, да и поднимать взгляд к звездам мы стали гораздо реже. А тут весь мир следил за тем, как два человека сели в кабину ракеты и взмыли в небеса.

И вот за это мне хочется сказать Маску огромное спасибо. Даже не мне, а одному маленькому мальчишке, который очень любил звезды, зачитывался научной фантастикой и мечтал однажды покорить Вселенную. Сомневаюсь, конечно, что этот полет приведет к кардинальной смене отношения человека к космосу, но, как говорится, с миру по нитке — нищему рубаха. А рубаха нищему, которым сегодня лично для меня предстает сфера исследования космоса, ой как нужна.

Еще ему нужна наша вера — в то, что космос действительно нужен нам. И что там нас ждет масса открытий, новые планеты, пригодные для жизни, тайны и секреты. Мы вообще привыкли верить, так почему бы не в это. Просто в последние десятилетия ученые, занимающиеся этим направлением науки, находятся в положении футболистов, играющих финал Чемпионата мира без болельщиков. Вроде и игра хороша, и соперник что надо, но какого-то шального огонька в глазах нет. Того самого, что загорается в тот момент, когда тысячи луженых глоток создают ни с чем не сравнимую атмосферу.

Вот и ученые исследуют-исследуют, исследуют-исследуют, но совершенно не видят, что это кому-нибудь нужно, кроме них самих. Какой уж тут огонь в глазах. Разве что у ученого-фанатика. Но таких ведь единицы. В общем, друзья, поддержим этих ребят — ОЛЕ!!!

-2

Щелчок по носу

Кстати, разве не символично, что предпоследним ярким событием из сферы освоения человеком орбиты стало утопление советской станции, а последним — запуск американского Crew Dragon? Весьма и весьма, как мне кажется. И право слово, не знаю, как там Дмитрий Рогозин, но я испытал в момент взлета ракеты Маска этот самый щелчок по носу. Очень уж захотелось, чтобы корабль был наш, и космонавты наши, и космодром тот самый — Восточный. Чтобы, как на старых пленках, на родном русском: «Поехали!..»

Но нет, на этих исторических, чего уж там, кадрах звучала иная речь. А благостные интервью о прорыве раздавали американские политики. Между тем, наш Роскосмос, с шутками его руководителя про «батут», «наивного Маска» и так далее, отмалчивался. Хоть бы хватило сознательности и смелости поздравить коллег с успехом и предложить сотрудничество.

В общем, некрасиво мы выглядели. Весьма. Тем более, что сами давненько ничего «эдакого» не демонстрировали. Нет, я уверен, что люди в Роскосмосе работают, совершают какие-то открытия, что-то планируют. Но ведь плоды этой деятельности хочется если не пощупать, то хотя бы увидеть. С этим сложнее. И ведь было определенное преимущество. Американцы свою программу полетов свернули еще когда? Давно. И исправно платили нам денежки за доставку к МКС, запуск спутников и т. д. Вот только мы поступили как типичный таксист. Доставили, деньги получили, выдохнули. И по новой. А надо было бы машину тюнинговать, новую покупать или вообще крылья к ней приделывать. Это называется, если мне не изменяет память, инвестицией в будущее. Так вот, где? Где эта инвестиция? И где дивиденды? Хочется верить, что дозревают в лабораториях Роскосмоса. А иначе обидно. За страну, за Гагарина, за Маска, наконец. Почему-то мне кажется, он бы обрадовался плотной конкуренции. Не знаю почему.

Вообще, к американской идее передать разработку программы космических полетов в частный бизнес многие относились скептически. Человечество привыкло, что десятилетиями космос был епархией государства. Нашего, американского, китайского с его тайкунавтами. Но именно государства. Оказалось, что это заблуждение. Там, где госмашина скрипела, тратила время и ресурсы на поиск подрядчиков и контроль за ними, частник работал и добивался. Чего — видели все. Да, не без грантов и допфинансирования, не без провалов. Но вот его детище полетело.

-3

А на подходе, между прочим, программа полетов на Марс. Уже чего-то там испытывают. Что-то взрывается. Но опыт — это ведь «сын ошибок трудных». Не ошибается же тот, кто ничего не делает. У нас вот не взрывается. И в свете этого вопрос — мы-то на Марс претендуем? Молчат. Ограничились патентом на лифты с голосом Юрия Гагарина.

Обещают, правда, скоро запустить «наш ответ Маску» — аппарат «Федерация». Там и места больше, и автономность на уровне. Я думаю, запустят. И действительно скоро. Теперь-то придется. Вот только в этот раз мы — вторые. Опоздамши-с. Вроде бы, ничего страшного и нет. Ну какая разница, кто там первый? Но вспомните полет Гагарина и поймете: разница есть. И будет до тех пор, пока существуют страны, границы, разные языки. Человеку свойственно соперничество, оно определено его биологической природой. Соперничая, Homo sapiens эволюционирует. Отказавшись от состязания, деградирует. Поэтому и важны все эти «первый», «второй» и так далее.

В этот раз мы даже не вторые. Мы даже не участвовали. Так, смотрели со стороны. А когда все получилось и Маск, отправляя в огород Роскосмоса камень, отрапортовал, что «батут работает», российские СМИ бодро рассказали обывателю, что нет в полете корабля американца ничего такого удивительного. И идеи-то он украл старые, советские, и корабль-то его не делает ничего такого, с чем в свое время не справился бы наш Союз, и вообще… Потом еще Пушков со своим «это не Марс»... И стало неприятно второй раз. А потом я подумал: если так реагируют, значит, все же зацепило. Значит, на космос точно обратят внимание. И порадовался.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников