1812 год. Москва. Опустошительные пожары после ухода Наполеоновской армии. Но жизнь берёт своё и Москва, как птица-феникс из пепла, застраивается дворянскими усадьбами.
Особняки строили из дерева, но, чтобы придать им солидный вид, архитектурное решение было в стиле классицизма. То есть, дом украшали элементами из лепнины, обязательно были колонны и фронтон над ними.
На картине Василия Поленова «Бабушкин сад», написанной в 1878 году, сквозь пышную зелень виден старинный особняк.
Этот старый московский дом с облупившейся штукатуркой, выщербленными ступенями лестницы, мы видим с фасада.
Буйно разросшийся сад в солнечных бликах, прекрасный когда-то, а сейчас обветшалый дом, фигуры на солнечной дорожке, создают атмосферу замкнутости внутри затаённого сада.
В то время, как этот же дом, но со стороны двора в картине Поленова «Московский дворик», вызывает совсем другие эмоции. Там двор залит солнечным светом, живость картине придают сценки с играющими и плачущими детьми, находящаяся в движении женщина с ведром.
Одна картина, «Бабушкин дом» - это очарование поэтической грусти по разоряющимся дворянским гнездам. «Московский дворик» - радость жизни, красота открытого пространства с зеленью, церквями, чистым небом.
Внучка, типичная тургеневская барышня с книгой в розовом платье, сшитым по моде XIX века, вывела свою бабушку на прогулку. Согбенная старушка вся в чёрном с тростью, в стареньком чепце, словно ожившая «Пиковая дама» из XVIII века.
Василий Поленов сам был из дворянского рода, поэтому образы обитательниц «дворянского гнезда», которые он создал, очень убедительны.
Не случайно ностальгическое настроение в этой картине носит литературный оттенок. Его полотна как бы перекликаются с произведениями Тургенева, Чехова и других литераторов того времени, посвященные уходящему миру российского дворянства.
А вы знали о том, что один и тот же дом изображён на двух картинах?
Спасибо.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал >>>