Найти тему
Романтика окраин

А мы пойдём с тобою, погуляем по трамвайным рельсам...

К нам в город наконец-то пришло долгожданное жаркое лето. По словам некоторых моих знакомых, даже чересчур жаркое. Поэтому сегодня в дополнение к прохладительным напиткам и мороженому, предлагаю всем освежиться просмотром, сделанных в новогодние праздники зимних трамвайных фотографий. Снегом нас, конечно, зима не слишком баловала, но несколько раз всё же удавалось его увидеть.

А рассказать я хочу об одной из моих любимых линий московского трамвая. Речь пойдёт о линии по Авиационной улице, что располагается в районе Щукино. Почему я включил её в свой личный топ любимых? Да потому, что она практически полностью обособлена от автомобилей, идёт через тихие места, а на внушительном своём отрезке от улицы Академика Курчатова до метро "Щукинская" и вовсе идёт через Глебовский парк. Там тихо, уютно и романтично.

По традиции напоминаю, что хождение по любым путям, в том числе и трамвайным, опасно! Михаил Александрович Берлиоз не даст соврать.

А теперь давайте погрузимся в атмосферу прошедшей малоснежной зимы на трамвайной улице!

1. Начнём мы прогулку неподалёку от Нового Панфиловского трамвайного путепровода, сооружённого в 2015-м году взамен старого 1904-го года постройки. Вид в сторону метро "Сокол" и "Войковской".
1. Начнём мы прогулку неподалёку от Нового Панфиловского трамвайного путепровода, сооружённого в 2015-м году взамен старого 1904-го года постройки. Вид в сторону метро "Сокол" и "Войковской".
2. Но мы пойдём в другую сторону, к метро "Щукинская". Тут на небольшом отрезке трамвайная линия проложена параллельно Волоколамскому шоссе.
2. Но мы пойдём в другую сторону, к метро "Щукинская". Тут на небольшом отрезке трамвайная линия проложена параллельно Волоколамскому шоссе.
3. Здесь ходят трамваи маршрутов № 6 (Братцево - Метро "Сокол"), № 15 (Таллинская улица - Метро "Сокол"), № 28 (Проспект Маршала Жукова - Метро "Сокол"), № 30 (Улица Кулакова - Михалково) и № 31 (Проспект Маршала Жукова - Метро "Войковская").
3. Здесь ходят трамваи маршрутов № 6 (Братцево - Метро "Сокол"), № 15 (Таллинская улица - Метро "Сокол"), № 28 (Проспект Маршала Жукова - Метро "Сокол"), № 30 (Улица Кулакова - Михалково) и № 31 (Проспект Маршала Жукова - Метро "Войковская").
4. Перекрёсток с Пехотной улицей. Трамвайная линия по дуге уходит левее от Волоколамки.
4. Перекрёсток с Пехотной улицей. Трамвайная линия по дуге уходит левее от Волоколамки.
5. Остановка Пехотная улица с низкопольным трамваем Pesa-Fokstrot.
5. Остановка Пехотная улица с низкопольным трамваем Pesa-Fokstrot.
6. Взгляд назад. Стемнело почти мгновенно.
6. Взгляд назад. Стемнело почти мгновенно.
7. В этих краях, которые относятся к сети Краснопресненского трамвайного депо, распложенного в Строгино (да, вот такой исторический курьёз!), всё ещё осталось бегать по маршрутам довольно много тёплых ламповых старичков - чехословацких трамваев модели Tatra T3. Их, конечно, уже давно не большинство, но встретить можно без проблем.
7. В этих краях, которые относятся к сети Краснопресненского трамвайного депо, распложенного в Строгино (да, вот такой исторический курьёз!), всё ещё осталось бегать по маршрутам довольно много тёплых ламповых старичков - чехословацких трамваев модели Tatra T3. Их, конечно, уже давно не большинство, но встретить можно без проблем.
8. Идём в сторону перекрёстка с улицей Академика Курчатова.
8. Идём в сторону перекрёстка с улицей Академика Курчатова.
9. Остановка Улица Академика Курчатова. Здесь расположено несколько небольших жилых кварталов, широко известный ресторан "Загородный", существующий аж с 1958-го года, ну и разные магазинчики.
9. Остановка Улица Академика Курчатова. Здесь расположено несколько небольших жилых кварталов, широко известный ресторан "Загородный", существующий аж с 1958-го года, ну и разные магазинчики.
10. На парковке рядом попался вот такой вот раритет. В весьма и весьма хорошем состоянии и наверняка на ходу.
10. На парковке рядом попался вот такой вот раритет. В весьма и весьма хорошем состоянии и наверняка на ходу.
11. Красавец!
11. Красавец!
12. Здесь начинается участок, идущий через Глебовский парк и здесь же расположена треугольная трамвайная развилка. Пути направо ведут в Братцево через Волоколамское шоссе и улицу Свободы. Туда поворачивает трамвай 6-го маршрута, остальные идут прямо к "Щукинской" и далее.
12. Здесь начинается участок, идущий через Глебовский парк и здесь же расположена треугольная трамвайная развилка. Пути направо ведут в Братцево через Волоколамское шоссе и улицу Свободы. Туда поворачивает трамвай 6-го маршрута, остальные идут прямо к "Щукинской" и далее.
13. Во время ремонта в прошлом году были врезаны стрелки в направлении "Щукинской", раньше были только в сторону "Сокола". Это породило слухи о запуске каких-то новых маршрутов, но и по сей день ничего не произошло. Вероятно, стрелки в сторону "Щукинской" врезали для того, чтобы удобнее было выводит на маршрут/уводить с маршрута 6-ки в депо.
13. Во время ремонта в прошлом году были врезаны стрелки в направлении "Щукинской", раньше были только в сторону "Сокола". Это породило слухи о запуске каких-то новых маршрутов, но и по сей день ничего не произошло. Вероятно, стрелки в сторону "Щукинской" врезали для того, чтобы удобнее было выводит на маршрут/уводить с маршрута 6-ки в депо.
14. Остановка Покровское-Стрешнево. Дальше начинается самый тихий и приятный отрезок этой линии. Раньше, когда не было светодиодных фонарей над дорожкой слева, здесь было ещё романтичнее и таинственнее. Но что поделать? Безопасность и удобство превыше всего. Возможно, летом, когда на деревьях листва, это не столь бросается в глаза.
14. Остановка Покровское-Стрешнево. Дальше начинается самый тихий и приятный отрезок этой линии. Раньше, когда не было светодиодных фонарей над дорожкой слева, здесь было ещё романтичнее и таинственнее. Но что поделать? Безопасность и удобство превыше всего. Возможно, летом, когда на деревьях листва, это не столь бросается в глаза.
15.
15.
16. Взгляд назад.
16. Взгляд назад.
17. Пару слов об Авиационной улице: участок, где находится улица, был включён в состав Москвы в 1960 году. Улица была сформирована 5 апреля 1965 года из участка Центральной улицы (получила своё название в 1923 году) и улицы 18 августа (существовала с 1938 года, была названа в честь дня побега Николая Баумана с товарищами из Лукьяновской тюрьмы в Киеве в 1902 году) села Щукино. Получила название в связи с расположением неподалёку от бывшего Тушинского аэрополя и Московского авиационного института.
17. Пару слов об Авиационной улице: участок, где находится улица, был включён в состав Москвы в 1960 году. Улица была сформирована 5 апреля 1965 года из участка Центральной улицы (получила своё название в 1923 году) и улицы 18 августа (существовала с 1938 года, была названа в честь дня побега Николая Баумана с товарищами из Лукьяновской тюрьмы в Киеве в 1902 году) села Щукино. Получила название в связи с расположением неподалёку от бывшего Тушинского аэрополя и Московского авиационного института.
18. Авиационная улица необычна тем, что разделена на две фактически не сообщающиеся между собой части, разделенные трамвайным кругом у станции метро "Щукинская" и двумя высотными жилыми домами возле неё.
18. Авиационная улица необычна тем, что разделена на две фактически не сообщающиеся между собой части, разделенные трамвайным кругом у станции метро "Щукинская" и двумя высотными жилыми домами возле неё.
19.
19.
20. Кстати, необычна она также ещё тем, что до недавнего времени она пересекалась в этих краях с несуществующей ныне Виндавской улицей.
20. Кстати, необычна она также ещё тем, что до недавнего времени она пересекалась в этих краях с несуществующей ныне Виндавской улицей.
21. Вот здесь, у малозаметного перекрёстка с безымянным проездом прямо со стороны парка была Виндавская улица. Она была названа так в начале XX века по проходящей поблизости Виндавской железной дороге (ныне Рижское направление Московской железной дороги), а собственно Виндавой до революции назывался расположенный ныне в Латвии город-порт Вентспилс.
21. Вот здесь, у малозаметного перекрёстка с безымянным проездом прямо со стороны парка была Виндавская улица. Она была названа так в начале XX века по проходящей поблизости Виндавской железной дороге (ныне Рижское направление Московской железной дороги), а собственно Виндавой до революции назывался расположенный ныне в Латвии город-порт Вентспилс.
22. Виндавская улица первоначально проходила от ныне упразднённой Чеховской аллеи до Авиационной улицы. Официально упразднена, в реестре московских улиц уже не числится, но на некоторых картах ещё обозначается. Вот как на этой англоязычной карте, изданной аж целым ЦРУ в 1986-м году. Ранее была обозначена на всех Яндекс- и Гугл-картах, но в последние годы её выкинули оттуда.

До 1980-х годов на Виндавской улице было разворотное кольцо трамваев; оно ликвидировано при строительстве госпиталя (ныне Центральный клинический военный госпиталь ФСБ РФ). В это же время остановка трамваев "Виндавская улица" была переименована в "Диспансер". В настоящее время представляет собой безымянную неосвещённую просеку в парке от трамвайной линии у улицы Академика Курчатова до Щукинской улицы. Сохранился также восточный отрезок улицы, внешне очень похожий на западный — в лесополосе левее Волоколамского шоссе восточнее улицы Академика Курчатова.
22. Виндавская улица первоначально проходила от ныне упразднённой Чеховской аллеи до Авиационной улицы. Официально упразднена, в реестре московских улиц уже не числится, но на некоторых картах ещё обозначается. Вот как на этой англоязычной карте, изданной аж целым ЦРУ в 1986-м году. Ранее была обозначена на всех Яндекс- и Гугл-картах, но в последние годы её выкинули оттуда. До 1980-х годов на Виндавской улице было разворотное кольцо трамваев; оно ликвидировано при строительстве госпиталя (ныне Центральный клинический военный госпиталь ФСБ РФ). В это же время остановка трамваев "Виндавская улица" была переименована в "Диспансер". В настоящее время представляет собой безымянную неосвещённую просеку в парке от трамвайной линии у улицы Академика Курчатова до Щукинской улицы. Сохранился также восточный отрезок улицы, внешне очень похожий на западный — в лесополосе левее Волоколамского шоссе восточнее улицы Академика Курчатова.
23. Вот как выглядит эта самая Виндавская улица в настоящее время. Летом кое-где на этой просеке можно даже встретить ископаемые советские ещё обломки асфальта.
23. Вот как выглядит эта самая Виндавская улица в настоящее время. Летом кое-где на этой просеке можно даже встретить ископаемые советские ещё обломки асфальта.
24. Но вернёмся на линию. Упоминавшаяся выше остановка Диспансер. При переименовании названа так по бывшему противотуберкулёзному диспансеру с жизнеутверждаюшим № 13 (ныне - Филиал по СЗАО Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулёзом). Старая-добрая Татра 28-го маршрута в аутентичной красно-белой ливрее. Привет из прошлого. Большинство Татр уже перекрасили в фирменные синие цвета Мосгортранса.
24. Но вернёмся на линию. Упоминавшаяся выше остановка Диспансер. При переименовании названа так по бывшему противотуберкулёзному диспансеру с жизнеутверждаюшим № 13 (ныне - Филиал по СЗАО Московского городского научно-практического центра борьбы с туберкулёзом). Старая-добрая Татра 28-го маршрута в аутентичной красно-белой ливрее. Привет из прошлого. Большинство Татр уже перекрасили в фирменные синие цвета Мосгортранса.
25. Взгляд назад. Слева за машинами как раз вход на бывшую Виндавскую улицу.
25. Взгляд назад. Слева за машинами как раз вход на бывшую Виндавскую улицу.
26. А дальше начинается живописная горка в сторону метро "Щукинская".
26. А дальше начинается живописная горка в сторону метро "Щукинская".
27. Pesa как раз поднимается в горку.
27. Pesa как раз поднимается в горку.
28. Довольно приличный такой здесь спуск. Всегда нравилось это место.
28. Довольно приличный такой здесь спуск. Всегда нравилось это место.
29. Взгляд назад. Хорошо видно подъём.
29. Взгляд назад. Хорошо видно подъём.
30. А снизу так ещё лучше! С детства любил стоять здесь и смотреть, как наверху на горке появляются трамвайчики и медленно съезжают к метро. Вообще моё знакомство с этим замечательным видом транспорта произошло именно здесь, на Щукинской. Тогда ещё не было никакого ТРК Щука (справа на фото), а около метро, где сейчас посадочная площадка на автобусы, был овощной рынок. Со всеми атрибутами 90-х. Тут была, как модно говорить, "своя атмосфера". Я всегда норовил убежать подальше от торговых рядов, чтобы посмотреть на проходящие трамваи и послушать, как они весело звенят.
30. А снизу так ещё лучше! С детства любил стоять здесь и смотреть, как наверху на горке появляются трамвайчики и медленно съезжают к метро. Вообще моё знакомство с этим замечательным видом транспорта произошло именно здесь, на Щукинской. Тогда ещё не было никакого ТРК Щука (справа на фото), а около метро, где сейчас посадочная площадка на автобусы, был овощной рынок. Со всеми атрибутами 90-х. Тут была, как модно говорить, "своя атмосфера". Я всегда норовил убежать подальше от торговых рядов, чтобы посмотреть на проходящие трамваи и послушать, как они весело звенят.
31. Сейчас здесь, конечно, уже ничто не напоминает о тех временах.
31. Сейчас здесь, конечно, уже ничто не напоминает о тех временах.
32. Ну, а наша прогулка подошла к концу. Завершаю его фото с видом в сторону остановки - метро "Щукинская".
32. Ну, а наша прогулка подошла к концу. Завершаю его фото с видом в сторону остановки - метро "Щукинская".

На этом всё. Спасибо за внимание, надеюсь, что было интересно. Будьте здоровы, а настроение пусть будет по-настоящему летним!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!