Некоторые учёные утверждают, что вода обладает памятью. Она меняет свою структуру в зависимости от того, несёт ли её течение реки, или она скована стенками водопроводных труб, сваренных под прямыми углами. Структура воды поразительным образом меняется, если по комнате плывут звуки классической музыки, и становится жёсткой и колючей, когда звучит тяжёлый рок. Так же на неё влияет и слово: именно потому молитву часто произносят «на воду».
Я верю в эту теорию. И верю, что вода разумна. Поэтому, приезжая на дачу, всегда опускаю ладони в воды прозрачной говорливой речушки моего детства, умываю лицо – и сразу чувствую, как будто груз забот, печалей, невзгод, тяжких раздумий унесли в далёкие дали игривые бурунчики.
Бывая на Алтае, подолгу сижу на берегу любимой Катуни, или Кадын – «госпожи». Я знаю, что она живая. Мне даже хочется с ней разговаривать – поведать о своих мыслях, надеждах, разочарованиях. Катунь быстро несёт свои молочно-зелёные воды, закручивает их в водовороты и разбивает о камни, а я ощущаю, как во мне рождается мощная воля и жажда жизни.
Интересно, о чём помнят водопады? Низвергая потоки воды, напор которых способен разбить камни, они таят громадную силу. Постоянно преодолевая преграды, падая с высоты, совершая свой путь несмотря на препятствия, какое тайное знание хранит вода?
Мне хотелось это почувствовать, поэтому, путешествуя по Швейцарии, я решила, что должна увидеть Рейнский водопад.
Рейнский водопад (Rheinfall) считается самым большим равнинным водопадом в Европе. Из названия легко понять, что расположен он на реке Рейн в швейцарском кантоне Шаффхаузен, рядом с городком Нойхаузен-ам-Райнфалль (Neuhausen am Rheinfall).
На подходе к Рейнскому водопаду царит оживление, как на городском празднике перед выступлением знаменитого артиста. Сразу появляется ощущение, что тот, на встречу с которым мы идём – существо одушевлённое.
Водопад заявляет о себе громким гулом ещё издали. Любоваться им можно с нескольких смотровых площадок древнего замка Лауфен, расположенных на разной высоте.
На эти высоты либо идут пешком, либо поднимаются на лифте.
В лифте прозрачные двери, и во время подъёма просторы водного бассейна, по которому снуют лодочки, и массивы деревьев в осеннем золотом убранстве радуют глаз.
Но я рекомендую пойти именно пешком: на каждом из уровней Рейнский водопад откроется в новом ракурсе, а кроме того, вы услышите несравненный мощный рёв могучего водного исполина и ощутите на лице влагу от рассеянных в воздухе миллиардов водяных брызг. Так Рейнский водопад предстанет перед вами во всём своём величии.
Водяные брызги, словно крохотные вассалы своего властелина, наполняют пространство, и, стоя у парапета смотровой площадки, я с наслаждением вдыхала воздух, насыщенный влагой. Даю вам слово: это была совсем другая Вода.
Все знают английскую поговорку «There are three things you can watch forever: fire, water, and other people working», что означает: «Можно смотреть бесконечно на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работают другие люди».
А представьте, что вода не просто течёт – колоссальные массивы, бурлящие, пенящиеся, рычащие, падают с высоты камней, образуя пороги и водовороты; низвергаются с высоты, похожие на адский кипящий котёл; обтекая с рокотом чёрные камни, смешивают бурные воды и несут их к тихим заводям, где вода, словно укрощённая бунтарка, смиряется и тихо качает прогулочные кораблики.
Толщи воды так велики, что похожи на громадные кристаллы минералов: то на молочно-белый халцедон или прозрачный кварц, то на бледно-зелёный аквамарин.
Мельчайшая дисперсная водяная пыль образует своего рода туманную кисею, которая висит над водопадом.
Я стояла как завороженная, и, мне кажется, если бы пошёл дождь, снег, сменились все времена года, я вряд ли бы это заметила.
Мои глаза были прикованы к бурлящей воде. Она вызывала и благоговение, и страх, и восхищение. Неостановимое движение. Вечная сила.
Я не преувеличиваю, говоря о вечности: процессы, которые привели к образованию Рейнского водопада, начались ещё во время ледникового периода, то есть сотни тысяч лет назад. Ледники, сформировавшие ландшафт долины Рейна в этом месте, возникли 500 тыс. лет назад.
120 тыс. лет назад Рейн поменял русло. Река размывала гравий и известняковые породы, и в результате 14–17 тыс. лет назад водопад приобрёл сегодняшнюю форму.
В центре водопада на скале находится главная смотровая площадка, до которой можно добраться на прогулочном кораблике. Эта скала – одна из тех, что образовались в результате размытого водой скалистого берега Рейна.
В стародавние времена в северной части водопада располагались водяные мельницы. Дом с мельничным колесом можно увидеть на противоположном берегу и сейчас, но крутится ли это колесо и имеет ли оно отношение к водопаду, или это просто туристическая декорация, я так и не поняла.
В XVII веке была построена доменная печь, предназначенная для плавки железной руды – она просуществовала до XIX века. Так могучий водопад служил людям: он дал свою силу для генерации электроэнергии, запускал водные колёса металлургического завода, однако люди бережно относились к великану и щадили его: например, маленькая электростанция имеет мощность всего 4,6 МВт, а максимальная мощность Рейнского водопада составляет 120 МВт.
Когда солнце вышло из-за облаков, мириады водяных брызг превратились в радугу.
Семицветный воздушный мост повис над бушующей водой, словно сказочный.
Удивительное место. Кстати, городок Нойхаузен находится не просто рядом: его дома и строения возвышаются прямо на противоположном берегу, у самого водопада. Я смотрела на них и думала: как живётся людям там, в такой тесной близости с водопадом? Наверное, им не мешает неумолчный гул – скорее, он превратился для жителей в мирную песню, а по ночам – в уютную колыбельную.
Воды Рейна не так строптивы в верховьях водопада, они образуют тихие водные глади и мирные живописные ландшафты.
Со смотровых площадок замка Лауфен виден другой замок – Вёрт, построенный в XIII веке на маленьком островке.
Именно название острова – Werd, что означает «речной остров», дало имя замку. Когда-то замок имел важное значение как перевалочный пункт торгового пути с востока на запад, кроме того, использовался как таможня; ныне в его стенах расположен ресторан и сувенирная лавка.
Возвращаясь к главным воротам замка Лауфен, я задержалась, чтобы полюбоваться мирными пейзажами у его стен, постоять у парапета открытой веранды ресторана, в окнах которого приветливо сияли большие сверкающие люстры.
Верите ли вы, что вода обладает памятью? Возможно, и нет, но, увидев Рейнский водопад и ощутив на своём лице свежесть брызг могучей воды, память приобретёте вы.
Долгую-долгую память о пене, бушующей в солнечных лучах, о яркой радуге и кружевных потоках, стекающих по спинам чёрных камней – словно Его Величество Рейнский водопад встряхнул длинными ажурными манжетами.
Читайте также:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Встретимся на канале!