Найти в Дзене
Индустриальный турист

Как архитектор-урбанист пытался решить "квартирный вопрос" в дореволюционном Петербурге

Оглавление

Изучая Петроградскую сторону, я несколько раз натыкался на крупные жилые постройки дореволюционного периода, которые объединяло одно название: "Дом товарищества для устройства постоянных квартир". У меня возник логичный вопрос - что это за товарищество такое и в чем его суть? Я решил в этом разобраться и открыл для себя много нового на тему извечной русской проблемы - дефицита жилья. Если вам интересно: как в дореволюционной России энтузиасты пытались решить "квартирный вопрос" и что из этого вышло, то вы попали по адресу - сегодня я вам об этом расскажу!

Пару слов о Товариществе для устройства квартир

Как я уже сказал ранее, проблема нехватки жилья среди обычных людей мало интересовала власть, так что решать её приходилось энтузиастам. Так, в 1909 году архитектор Алексей Зазерский основал "Товарищество для устройство постоянных квартир". Смысл создания общества был прост: в Санкт-Петербурге наблюдался серьёзный дефицит жилья, многие люди не могли позволить себе иметь жилплощадь из-за высоких цен, установленных владельцами доходных домов. Решить эту проблему можно было одним путём - строить жилье, принадлежавшее не заказчику-арендодателю, а напрямую жителям дома.

Таким образом, глава товарищества (в нашем случае, архитектор Зазерский) "собирал" с людей 50% суммы за их квартиру, на эти деньги покупал землю и возводил дом. После заселения, люди должны были отдать оставшуюся половину суммы в рассрочку за несколько лет. Кроме того, владельцы квартир самостоятельно "обслуживали" дом (финансировали затраты на его эксплуатацию).

Жилой дом товарищества по устройству квартир на Большой Посадской улице
Жилой дом товарищества по устройству квартир на Большой Посадской улице

Сейчас подобная система кажется нам привычной - многие дома в Советском Союзе строились по похожему принципу, а само слово "кооператив" плотно вошло в нашу жизнь. Да и в наше время система покупки квартиры в строящемся жилье выглядит почти точно также - просто сейчас роль главы товарищества играет строительная компания.

Однако до 1917 года в России почти не существовало кооперативных домов, а вся недвижимость принадлежала так называемым "рантье" - людям, которые вкладывали средства в строительства домов, а потом жили на деньги, получаемые со сдачи этого жилья в наём.

Вот что на эту тему говорил сам основатель общества, зодчий Алексей Зазерский:

необходимо избавиться от квартирной нужды, связанной с тем, что дело постройки жилых домов находится всецело в руках капиталистов, а не лиц, непосредственно нуждающихся в квартире

Думаю, что у многих сейчас возник закономерный вопрос - а зачем обычному архитектору создавать какие-то товарищества и пытаться решить жилищный вопрос, когда он может просто строить доходные дома на заказ и получать за это хорошие деньги? Чтобы объяснить это, мне надо вкратце рассказать вам о том, каким человеком был Алексей Зазерский.

Пару слов об основателе товарищества

Зазерского нельзя назвать обычным архитектором - вся его деятельность имела передовой характер и была пронизана чем-то кардинально новым. Изначально Зазерский принял участие в проектировании первой трамвайной линии Санкт-Петербурга. Затем он основал товарищество, возводившее одни из первых в Петербурге кооперативные дома. Позже (уже в советское время) Алексей Иванович стал сооснователем Объединения архитекторов-урбанистов (другими словами, Зазерский был одним из первых урбанистов не только в нашей стране, но и во всём мире).

Портрет Зазерского. Фото взято из Википедии
Портрет Зазерского. Фото взято из Википедии

Учитывая тему этой статьи, я отмечу, что ещё до революции Алексей Иванович активно занимался проектированием крупных кооперативных домов не только своего товарищества, но и других подобных обществ. Яркий пример - жилой комплекс бассейного товарищества на улице Некрасова.

Дом бассейного товарищества, построенный Зазерским в 1914 году
Дом бассейного товарищества, построенный Зазерским в 1914 году

Зазерского можно назвать самым настоящим общественным активистом: он принимал участие в различных "кооперативных" стройках, посещал архитектурные съезды, где поднимал вопрос дефицита жилья в Петербурге - в общем, делал всё для того, чтобы хоть как-то решить так остро стоявший в те времена жилищный вопрос. Собственно, после революции он продолжил свой "курс" и стал полноценным градостроителем: Зазерский создал генеральный план города Ярославль и построил Палевский жилмассив в Ленинграде - этакий "город-сад" советских времён.

Конечно, творческая деятельность Зазерского не ограничивалась только кооперативами - он строил также и доходные дома. На фотографии - доходный дом Перетца на Сенной площади, построенный Зазерским в 1908 году
Конечно, творческая деятельность Зазерского не ограничивалась только кооперативами - он строил также и доходные дома. На фотографии - доходный дом Перетца на Сенной площади, построенный Зазерским в 1908 году

К сожалению, судьба Зазерского оборвалась трагично. Алексей Иванович остался в войну в Ленинграде, вступил в отряд народной дружины и до последнего защищал осаждённый город - он умер в 1942 году, и был похоронен в братской могиле.

Но вёрнемся к теме нашей статьи. Я рассказал вам о сути товарищества и о его создателе - настало время рассмотреть дома, которые были возведены им с 1910 по 1914 год. Заранее уточню: не совсем правильно говорить, что товарищество было одно - каждый дом строился по заказу нового товарищества (точно так же, как и в советское время любой кооператив имел свой порядковый номер, но суть у всех них была одна и та же). Авторами всех зданий выступил уже хорошо известный вам зодчий Зазерский.

Жилой дом Товарищества для устройства постоянных квартир

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: Большая Посадская улица, 1, Малая Посадская улица, 10

-5

В первом доме товарищества для устройства квартир Зазерский ещё не начал воплощать свои градостроительные идеи: дом нельзя назвать инновационным в плане пространственного положения. Нет у этого дома и просторного зелёного двора, которым Зазерский наделял свои поздние постройки - в первом жилом доме товарищества вы можете видеть узкий и тесный двор колодец.

-6

Впрочем, нельзя сказать, что архитектор не уделил внимания удобству будущих жителей дома. Взять хотя бы элегантные полукруглые эркера - помимо своей внешней красоты, они также играют и функциональную роль - увеличивают площадь квартир и улучшают их освещение.

-7

Отдельного внимания заслуживает архитектура здания. Хоть и построено оно не на деньги богатого заказчика, Зазерский всё равно уделил много внимания его внешнему виду. Здание выглядит пластичным благодаря волнообразному перетеканию форм: начиная от главной "башни" на углу здания, и продолжая отходящими от неё закруглёнными эркерами, чередующимися с круглыми балкончиками.

-8

Надо отметить, что этой постройкой архитектор Зазерский был полностью доволен. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Алексей Иванович жил в этом доме на протяжении 30 лет - до самой смерти в 1942 году.

Жилой дом 2-го Петербургского товарищества для устройства постоянных квартир

Дата постройки: 1913
Адрес: улица Литераторов, 19, Набережная реки Карповки, 19

Во второй своей "кооперативной" постройке Зазерский сделал куда больший упор на пространственное расположение дома. Я не просто так вынес в заголовок статьи слово "урбанист". Я знаю, что в наше время многие люди относятся к этому термину скептически из-за его популярности, однако стоит понимать, что в начале 20 века урбанизм только зарождался - архитекторы пытались сделать стремительно разрастающиеся города удобными для жизни.

-9

В доме второго товарищества для устройства квартир Зазерский особенное внимание уделил расположению корпусов здания и его инсоляции (естественное освещение квартир) - словом, архитектор постарался сделать жизнь людей в многоэтажном доме (а дома товариществ - многоквартирные и монументальные) максимально комфортной.

-10

В отличии от предыдущей постройки с двором-колодцем, в этом здании Зазерский заострил внимание на оформлении внутреннего двора-курдонёра. Это в наше время зелёные дворы являются обыденностью, но в те годы "двор-сад" в центре Петербурга можно было назвать настоящей утопией. И Зазерский воплотил её в жизнь!

-11

Важно отметить также и довольно необычные "Т-образные" арочные проходы во дворе дома. Сделаны они были для того, чтобы жильцы могли попасть в заднюю часть здания, не обходя его с внешней стороны: теперь владельцы квартир могли пересечь центральный двор, "нырнуть" в коридор из арок и пройти туда, куда им нужно. Такие вот арки сильно оптимизируют движение людей внутри дома и позволяют им попадать в разные части здания, не покидая его двора - очень удобно и практично!

Что касается внешнего облика здания, то тут Зазерский всё ещё не отошёл от архитектуры модерна, но при этом декор здания приобрёл некоторые неоклассические черты (что не удивительно, ведь в 1910-х годах в Петербурге установилась мода на архитектуру неоклассицизма).

-13

В общем и целом, впечатления от этого дома лично у меня остались положительные: просторный двор, интересное расположение корпусов, а главный фасад здания удачно обращён к набережной реки Карповки.

-14

Ну и не могу не отметить один любопытный факт : в этом доме с 1917 по 1922 год жил знаменитый писатель Евгений Замятин - основоположник жанра антиутопий в литературе и автор одного из первых романов в этом стиле - "Мы". По всей видимости, ему этот дом тоже пришёлся по вкусу!

Жилой кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир

Дата постройки: 1913-1914
Адрес: Каменноостровский проспект, 73-75, улица Академика Павлова, 16

Суть третьей постройки не изменилась со времён первого и второго товарищества устройства квартир, но сильно изменилось её название: начиная с появления понятия "кооператив"и заканчивая переименованием Петербурга в Петроград, которое произошло прямо по ходу строительства жилого дома на Каменноостровском проспекте!

-15

В кооперативном доме 3-го Петроградского товарищества Зазерский использовал все те же приёмы, что и в прошлой своей постройке: зелёный двор-курдонёр (правда в этот раз он стал менее просторным), "игра" с положением корпусов таким образом, чтобы солнечный свет попадал в как можно большее количество квартир и т.д.

-16

Зато внешний вид здания изменился кардинально: на замену слегка аскетичному модерну пришёл помпезный неоклассицизм. Так на фасаде здания появились многочисленные скульптуры, пилястры и полуколонны, декорированные лепниной.

Могу предположить, что на внешний облик дома в значительной степени повлиял второй архитектор этого здания, Иван Яковлев (в этот этот раз Зазерский нашёл "единомышленников" - вместе с архитектором Яковлевым, а также инженерами Журавлёвым и Данчичем, он выкупил землю для строительства дома и организовал новое товарищество). Своё предположение я строю на том, что Яковлев в целом был сторонником роскошного оформления своих домов (примером могут служить доходный дом Полежаева на Старорусской улице и доходный дом Смоленского кладбища на 17 линии В.О.).

-18

Важно отметить и технические нововведения, использованные архитекторами в этом доме: в каждой квартире было по два выхода - в парадную и на чёрную лестницу (причём обе лестницы были оборудованы лифтами, которые в Петербурге на тот момент только появлялись). Кроме того, в доме были запроектированы гаражи (10 гаражей на 70 квартир). Само собой, в здание была проведена канализация и отопление (для того времени даже этой, казалось бы, очевидной деталью, не обладала добрая половина домов Петербурга).

Зелёный двор вместо глухого "колодца" - сразу видно, что дом проектировал архитектор-урбанист
Зелёный двор вместо глухого "колодца" - сразу видно, что дом проектировал архитектор-урбанист

В этом доме, как до революции, так и после неё, проживало очень много выдающихся людей: поэт Лозинский, физики Капица и Мандельштам. Жил в этом доме и один из его создателей - архитектор Александр Яковлев. Всё это служит признаком того, что дом был построен удачно - помимо внешней роскоши, жильцов привлекали и расписанные мною выше удобства.

В наше время дом хоть и считается элитным, а капитальный ремонт в нём делали 20 лет назад, некоторые недостатки в его внешнем облике всё же имеются
В наше время дом хоть и считается элитным, а капитальный ремонт в нём делали 20 лет назад, некоторые недостатки в его внешнем облике всё же имеются

Заключение

Я уже не в первый раз поднимаю в своих статьях тему нехватки жилья в царской России. Некоторое время назад я рассказывал о двух примерах дореволюционных жилмассивов: жилых комплексов, возведённых для людей с низким материальным положением. В одном случае жилмассив был построен обществом меценатов под руководством юриста Дриля, которых волновал вопрос нехватки жилья у бедных людей. В другом - владелец завода, Людвиг Нобель, возвёл комплекс жилых зданий для рабочих своей фабрики.

И знаете какой вопрос волнует меня особенно сильно? Почему решение "жилищного вопроса" интересовало владельца завода, юриста-мецената и архитектора-урбаниста, но абсолютно не волновал государство? Мне это абсолютно непонятно. И, быть может, если бы таких людей, как Нобель или Зазерский было больше, то и не было бы никакой революции. А может она бы не случилась, если бы власти России того времени думали о простом народе и пытались решить важные на тот момент проблемы. Кто знает...