"...Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли - Москва"
Эти строки (заключительные) из стихотворения Владимира Маяковского, написанные в 1925 году, конечно, никакого отношения к "Гранд-отелю Париж" в самом центре Москвы не имели. Просто вспомнились...
"Гранд-отель Париж" на углу Тверской и Охотного Ряда включал 88 номеров, и он был очень популярен из-за дешевизны номеров. Цены были в два раза ниже, чем, например, в расположенной рядом, через Тверскую, гостинице "Национальная" (с конца 1917 года - "Националь") и удобного расположения. В 1901 году (по справочнику "Вся Москва") гостиницей владела Аполлинария Дмитриевна Гридина.
А в конце XIX века в этом здании на Моисеевской площади, известном в Москве как "Дом Комиссарова" (Михаил Герасимович - известный спонсор МГУ и МХАТ), был магазин "Офицерские вещи" (типа "Военторга", наверное). Торговля шла успешно, а владелец его Иван Афанасьевич Живаго, кроме всего прочего, изобрел тот самый способ крепления галстука "булавкой Живаго", о котором и упоминалось в известном романе Бориса Пастернака.
Про отель есть одна занимательная история. 28 марта 1903 года в одной из московских газет в разделе "Новости дня" была опубликована заметка:
"Вчера состоялась интересная сделка. Гостиница "Большой Париж" (права, меблировка, обстановка, - конечно без дома) продана г.Шрыгиным за 85 тыс руб главному швейцару ресторана "Яр", хорошо известному веселящейся Москве под именем Леонтий. При заключении сделки он внес 45 тыс, а 35 тыс рассрочены на два года".
Вот такие бывали в нашем городе швейцары ;-)
В 1920-х годах в здании размещался Московский городской отдел здравоохранения, заведующим которого был член президиума Моссовета Владимир Обух - один из личных врачей Владимира Ульянова (Ленина) и Лейбы (Льва) Бронштейна (Троцкого). Кстати, в 1935-1994 годах улица Воронцово Поле называлась улицей Обуха...
Ну, а в начале 1930-х годов пришло время расширять Тверскую (с 1932 по 1990 годы - ул.Горького). Исчезла и Моисеевская площадь со строениями напротив "Гранд-отеля Париж". Вскоре настала участь и этой гостиницы - к 1936 году она пала при возведении здания Совета Труда и Обороны (позже Госплан, сейчас Госдума).