Найти в Дзене
Urpguide

Провал декабристского восстания и розовый дом в центре Москвы. Что общего?..

Переулок с замысловатым названием Сивцев Вражек весьма красив с точки зрения архитектуры и при этом широко известен в связи с самыми разными людьми.

Здесь жил генерал Маргелов (ВДВ - "войска дяди Васи" - в значительной степени его детище).

Здесь жили Цветаева, Пастернак, Рахманинов...

Здесь жили Аксаков и Толстой.

Наконец, здесь жил Герцен, которого, как известно, разбудили декабристы.

Второй этаж музея Герцена
Второй этаж музея Герцена

Вот о событиях тех годов следует сказать особо.

К середине 1820-х годов ситуация в стране сложилась достаточно неоднозначная. Поражал контраст между военно-политическим величием России, между ореолом славы, добытой в многолетних сражениях (в первую очередь - против Наполеона) с одной стороны и бедственным положением народа с другой стороны.

Некоторые интеллектуалы (из числа дворян-офицеров) не без оснований полагали, что абсолютная монархия устарела (Пестель, например, прямо говорил о необходимости превращения России в республику). Другие интеллектуалы (и офицеры и чиновники) считали, что устарело крепостное право (которое тот же Муравьев открыто называл рабством).

Дворяне той поры обычно хорошо знали иностранные языки и, разумеется, знакомство с трудами европейских философов, экономистов, первых социологов лишь подогревало их желание быстро и решительно изменить жизнь в России. Соответственно еще с середины 1810-х годов стали возникать некие клубы, кружки и тайные общества, члены которых главной своей миссией видели изменение общественно-политических и экономических укладов.

Восстание в декабре 1825 г., картина Василия Тимма середины XIX века
Восстание в декабре 1825 г., картина Василия Тимма середины XIX века

Конечно, власть довольно быстро получила представление о существовании подобных обществ (что, впрочем, не помешало декабристам довести свои задумки до логического финала и выступить в декабре 1825 года против императора - без особого успеха, как известно). Не последнюю роль в этом сыграли информаторы, самым известным из которых, пожалуй, был Иван (Джон) Шервуд. Это был унтер-офицер, происходивший из семьи английского техника (да-да, были в истории нашей страны времена, когда квалифицированные специалисты приезжали из Европы в Россию, а не наоборот). Он-то и сообщал Аракчееву и прочим генералам о планах заговорщиков в 1823-1825 годах.

Уже в 1826 году Шервуд получил дополнение к своей фамилии и стал Шервуд-Верным, а заодно аж два повышения по службе (с интервалом всего в полгода - и это в мирное время!); тогда же был утвержден его герб, тогда же ему был дарован перстень.

Герб Шервудов
Герб Шервудов

Острословы, впрочем, быстро превратили Шервуда-Верного в Шервуда-Скверного, а сослуживцы не слишком жаловали его своим радушием. Потомки Шервуда-Верного в своих мемуарах и записках указывали, что сам он был примерным офицером, но здесь же более кровной лояльности, нежели реального изложения исторических событий: Шервуд отнюдь не был былинным героем и, участвуя в военных кампаниях и даже получая за них награды, в боевых операциях никак себя не проявил; известно даже, что главное его достижение в войне против Турции - "забрание у неприятеля большой партии рогатого скота".

Доносить на всех и вся капитан (а затем и полковник) Шервуд-Верный не перестал (тем более он получил в награду перстень с бриллиантом). Это, надо сказать, стало изрядно утомлять как его сослуживцев, так и гражданских, так и высокопоставленных особ. Говорят, Бенкендорф даже повелел с определенного момента игнорировать поступающие от Шервуда сообщения.

Далее началась уже форменная хлестаковщина: Шервуд стал доносить на всех и вся, по надуманным предлогам начал являться к разным аристократам и устраивать допросы, принялся участвовать в разных финансовых авантюрах. Дело дошло до того, что на него самого донесли и некоторое время в 1830-х годах он был под подозрением. Затем он похоронил жену и стал волочиться за бедствующими (хотя и знатными) вдовами и старыми девами...

Иван Шервуд-Верный
Иван Шервуд-Верный

В 1840-е годы все обернулось еще более крупным неприятностями: на Шервуда-Верного снова донесли (в ответ на его ложный донос), и в этот раз его посадили - аж на 7 лет!..

Лишь в 1851 году он вышел и, попытавшись было вернуться к полицейской и/или аферистской деятельности, быстро понял, что особых успехов ему уже не видать. Сидя в своей деревне под Смоленском, Шервуд периодически нет-нет да и пописывал разные письма в Москву и Санкт-Петербург (написал даже Александру II, предложив ему переделать свой титул на титул "царя всех славян"), но ответы получал крайне редко. Любопытно, что получая вполне пристойную пенсию, Шервуд-Верный все равно ухитрился влезть в долги.

Его наследники, впрочем, смогли немного поправить дела семьи. В конце XIX века они даже заказали архитектору Кузнецову постройку доходного дома в районе Арбата, аккурат на углу Сивцева Вражка и Нащокинского переулка.

Сивцев Вражек, дом 3
Сивцев Вражек, дом 3

Любопытно, что этот дом образуется редкий для Москвы двор-колодец, попасть в который можно через арку.

-7

Надо заметить, что другие члены рода Шервудов вели себя весьма благопристойно :) например, племянник Шервуда-Верного архитектор Владимир Шервуд построил здание Исторического музея на Красной площади.

Слева - Исторический музей, справа - ГУМ
Слева - Исторический музей, справа - ГУМ