Найти в Дзене
Военный ликбез

Безвозвратные потери 40-й общевойсковой армии в Афганистане (4-я часть)

В этой части рассмотрим потери формирований боевого и тылового обеспечения и медицинской службы. Потери в формированиях обеспечения Как это не покажется странным – в условиях контрпартизанской войны формирования специальных войск, которые заняты на боевом и тыловом обеспечении – могут нести удельные потери сопоставимые с потерями линейных (боевых) частей, непосредственно участвующих в боевых действиях. Если в случае с боевым обеспечением - это как-то ещё поддаётся объяснению, то в случае с тыловым обеспечением - подобная ситуация на классической войне с фронтовым противостоянием - практически не возможна. Основные потери в боевом обеспечении несли сапёры и разведчики. В тыловом обеспечении - военнослужащие-автомобилисты. Сапёры Повторю информацию по потерям сапёров из 2-й части Удельные потери в отдельных инженерно-сапёрных батальонах (оисб) в составе дивизий, бойцы которых постоянно привлекались к боевым действиям - идут на уровне линейных полков этих же дивизий. К примеру в 271-м
Оглавление

В этой части рассмотрим потери формирований боевого и тылового обеспечения и медицинской службы.

Потери в формированиях обеспечения

Как это не покажется странным – в условиях контрпартизанской войны формирования специальных войск, которые заняты на боевом и тыловом обеспечении – могут нести удельные потери сопоставимые с потерями линейных (боевых) частей, непосредственно участвующих в боевых действиях.

Если в случае с боевым обеспечением - это как-то ещё поддаётся объяснению, то в случае с тыловым обеспечением - подобная ситуация на классической войне с фронтовым противостоянием - практически не возможна.

Основные потери в боевом обеспечении несли сапёры и разведчики. В тыловом обеспечении - военнослужащие-автомобилисты.

Сапёры

Повторю информацию по потерям сапёров из 2-й части

Удельные потери в отдельных инженерно-сапёрных батальонах (оисб) в составе дивизий, бойцы которых постоянно привлекались к боевым действиям - идут на уровне линейных полков этих же дивизий.

Типичная работа для сапёра в Афганистане. Проверка дороги перед колонной на наличие мин.  Ходячие мишени для снайперов противника. Поэтому и потери были высокими.
Типичная работа для сапёра в Афганистане. Проверка дороги перед колонной на наличие мин. Ходячие мишени для снайперов противника. Поэтому и потери были высокими.

К примеру в 271-м оисб от 108-й дивизии при штатной численности в 395 человек, за всё время пребывания в Афганистане погибло 90 человек. Это по удельным потерям в среднем составило 25 погибших в год на 1 000 человек личного состава - что ставит его на один уровень со 177-м мотострелковым полком той же дивизии. За один 1984 год - 271-й оисб потерял убитыми 22 человека. Причём из этого количества 10 сапёров погибли в одном бою 1 мая в Панджшере - на следующий день после расстрела 1-го мотострелкового батальона 682-го мотострелкового полка, в том же самом ущелье Хазара. Они производили инженерную разведку на маршруте продвижения подразделений 682-го полка.

На многих форумах утверждается что на этом фото изображены сапёры 271-го отдельного инженерно-сапёрного батальона, которые погибли 1 мая 1984 года у кишлака Малима в ущелье Хазара в Панджшере, на следующий день после расстрела 1-го батальона 682-го мотострелкового полка. При этом стоящий слева с палкой - действительно похож на старшего лейтенанта Лабура Николая, командира инженерно-сапёрного взвода 271-го батальона - погибшего в тот день. Но все военнослужащие на этом фото - в зимней форме одежды. А переход на летнюю форму в этой части Афганистана осуществлялся в конце марта.  На снимке - в крайнем случае февраль. В мае-месяце там уже стояла жара под 35 градусов. Между днём когда сняли фото и началом мая - минимум два месяца. Так что это вряд ли именно те погибшие сапёры.  За пару месяцев в свете предстоящего майского "дембеля" - состав взвода мог кардинально поменяться.
На многих форумах утверждается что на этом фото изображены сапёры 271-го отдельного инженерно-сапёрного батальона, которые погибли 1 мая 1984 года у кишлака Малима в ущелье Хазара в Панджшере, на следующий день после расстрела 1-го батальона 682-го мотострелкового полка. При этом стоящий слева с палкой - действительно похож на старшего лейтенанта Лабура Николая, командира инженерно-сапёрного взвода 271-го батальона - погибшего в тот день. Но все военнослужащие на этом фото - в зимней форме одежды. А переход на летнюю форму в этой части Афганистана осуществлялся в конце марта. На снимке - в крайнем случае февраль. В мае-месяце там уже стояла жара под 35 градусов. Между днём когда сняли фото и началом мая - минимум два месяца. Так что это вряд ли именно те погибшие сапёры. За пару месяцев в свете предстоящего майского "дембеля" - состав взвода мог кардинально поменяться.
Бойцы позируют на фоне подорванного мощным фугасом БМР-1 (боевая машина разминирования) 45-го инженерно-сапёрного полка. Взрыв был настолько мощным - что 36-тонную машину выбросило с горной дороги вниз по склону. Экипаж погиб. Панджшерское ущелье, 1984 год.
Бойцы позируют на фоне подорванного мощным фугасом БМР-1 (боевая машина разминирования) 45-го инженерно-сапёрного полка. Взрыв был настолько мощным - что 36-тонную машину выбросило с горной дороги вниз по склону. Экипаж погиб. Панджшерское ущелье, 1984 год.
Ещё одна БМР-1 выброшенная с дороги мощным фугасом. Это основная "рабочая лошадка" сапёров 40-й Армии на первоначальном этапе войны. Потом их заменят на более защищённую БМР-2
Ещё одна БМР-1 выброшенная с дороги мощным фугасом. Это основная "рабочая лошадка" сапёров 40-й Армии на первоначальном этапе войны. Потом их заменят на более защищённую БМР-2

В 68-м оисб 5-й дивизии общее количество погибших - 30 человек. В удельных потерях его показатель - 8, что больше чем у 12-го полка (5 человек) и ниже чем у 371-го полка (9 человек) той же дивизии.

В 541-м оисб 201-й дивизии общее количество погибших - 42 человека. Средние удельные потери - 12 человек, что больше чем у 122-го и 395-го полков той же дивизии.

Похоронка на командира сапёрного отделения 541-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 201-й мотострелковой дивизии - сержанта Лукинского Алексея, погибшего 23 марта 1984 года при подрыве на мине в провинции Кундуз. В отличие от большинства погибших, он был посмертно награждён не Орденом Красной Звезды - а медалью "За Отвагу"
Похоронка на командира сапёрного отделения 541-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 201-й мотострелковой дивизии - сержанта Лукинского Алексея, погибшего 23 марта 1984 года при подрыве на мине в провинции Кундуз. В отличие от большинства погибших, он был посмертно награждён не Орденом Красной Звезды - а медалью "За Отвагу"

Самые низкие удельные потери были у сапёров 130-го оисб 103-й воздушно-десантной дивизии. При общем количестве погибших в 15 человек и штате батальона в 220 человек, показатель удельных потерь за весь период составил 7 человек.

Кому-то может показаться что лежащий на обочине боец справа на переднем плане - убит. Но это не так.  Это сапёр, который занимается разминированием фугаса заложенного глубоко под дорожное полотно. Обычно такие мощные фугасы закладывали в ночное время. Подрывать их на месте было не рационально - так как после этого требовался ремонт дорожного полотна. Ближе к БТРу сапёры обнаружили другие закладки
Кому-то может показаться что лежащий на обочине боец справа на переднем плане - убит. Но это не так. Это сапёр, который занимается разминированием фугаса заложенного глубоко под дорожное полотно. Обычно такие мощные фугасы закладывали в ночное время. Подрывать их на месте было не рационально - так как после этого требовался ремонт дорожного полотна. Ближе к БТРу сапёры обнаружили другие закладки

Общие потери 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка за 9 лет войны составили 148 человек (по другим данным - 92), что при штатной численности в 1 500 человек, даёт показатель удельных потерь в 11 человек. Это больше чем у линейных полков 5-й мотострелковой дивизии.

Похороны командира 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка - подполковника Абдеева Анатолия. Хоронили в его же день рождения. Ему должно было исполнится 39 лет. 29 марта 1980 года. Дубоссары. Молдавия
Похороны командира 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка - подполковника Абдеева Анатолия. Хоронили в его же день рождения. Ему должно было исполнится 39 лет. 29 марта 1980 года. Дубоссары. Молдавия

В числе погибших - сам командир 45-го полка, который был случайно застрелен подчинённым через полтора месяца после создания воинской части. Он стал первой безвозвратной потерей полка.

Связисты

Части связи понесли низкие потери.

К примеру 252-й отдельный батальон связи 201-й мотострелковой дивизии за всё время потерял погибшими 9 человек. 808-й отдельный батальон связи 108-й мотострелковой дивизии - 13 человек. 742-й отдельный батальон 103-й воздушно-десантной дивизии потерял только 5 человек.

Командно-штабная машина Р-145БМ на базе БТР-60 - главная "рабочая лошадка" полковых и бригадных рот связи.
Командно-штабная машина Р-145БМ на базе БТР-60 - главная "рабочая лошадка" полковых и бригадных рот связи.

Роты связи в составе полков и бригад за все годы войны, в сумме безвозвратно потеряли 68 человек. Взвода связи батальонного уровня безвозвратно потеряли 74 человека.

103-й отдельный полк связи, обеспечивавший управление для командования 40-й Армии над всеми частями и соединениями - за всё время пребывания в Афганистане потерял погибшими 20 человек.

Медики

Касательно потерь медиков 40-й Армии - основная их доля приходится на боевые действия, в которых участвовали полковые и бригадные медики - в особенности младшие чины в батальонных медицинских пунктах. Медики дивизионного (медсанбаты) и армейского звена (госпитали и медицинские отряды) несли в основном потери от болезней и несчастных случаев.

Женщины-военнослужащие из инфекционного медицинского госпиталя позируют с оружием. В Афганской войне погибли десятки женщин из медперсонала. В том числе и от брюшного тифа, упомянутого на доске.
Женщины-военнослужащие из инфекционного медицинского госпиталя позируют с оружием. В Афганской войне погибли десятки женщин из медперсонала. В том числе и от брюшного тифа, упомянутого на доске.

Кроме врачей и начальников медицинских пунктов - по разным причинам скончались 10 начальников медицинской службы воинских частей.

В числе погибших в боевых действиях - начальники медицинской службы таких крупных частей как 70-я отдельная мотострелковая бригада, 317-й и 345-й парашютно-десантные полки.

Операционная 100-го медицинского батальона 108-й мотострелковой дивизии на начальном этапе войны. Операции в то время делались ещё в палатках - а не капитальных щитовых строениях. Баграм, провинция Парван. 1981 год
Операционная 100-го медицинского батальона 108-й мотострелковой дивизии на начальном этапе войны. Операции в то время делались ещё в палатках - а не капитальных щитовых строениях. Баграм, провинция Парван. 1981 год
Медсестра агитационно-пропагандистского отряда 66-й отдельной мотострелковой бригады - Кузьмина Татьяна. 16 января 1985 года она утонула в реке, спасая афганского мальчика.
Медсестра агитационно-пропагандистского отряда 66-й отдельной мотострелковой бригады - Кузьмина Татьяна. 16 января 1985 года она утонула в реке, спасая афганского мальчика.

Смерть некоторых офицеров медицинской службы 40-й Армии - воспринимается неоднозначно и вызывает много вопросов. Это касается как медиков в отдельных медсанбатах (отдельных медицинских батальонах), армейских госпиталях, так и офицеров и прапорщиков медицинской службы из личного состава полков и бригад.

Большей частью военные медики - это люди вполне интеллигентные, образованные и с устойчивой психикой. Но что-то непонятное с ними происходило в Афганистане. Неподдающееся объяснению - то что не встречалось среди офицеров боевых подразделений.

Вот некоторые факты (описание смерти - не совпадает с данными из Всесоюзной Книгой Памяти):

* капитан медицинской службы Дасюк Анатолий Андреевич - начальник медицинской службы 350-го парашютно-десантного полка - суицид на территории части (в 36 лет)

* полковник медицинской службы Богонос Александр Николаевич - заместитель начальника медицинской службы 40-й общевойсковой армии умер в результате инфаркта миокарда (в 47 лет)

* капитан медицинской службы Кравченко Геннадий Михайлович - начальник медицинской службы 180-го мотострелкового полка - умер в результате инфаркта миокарда (в 33 года)

* капитан медицинской службы Шевкопляс Николай Сергеевич - начальник медицинской службы 1956-го отдельного батальона РЭБ - суицид на территории части (в 36 лет)

* майор Бутыркин Николай Иванович - заместитель командира 100-го отдельного медицинского батальона - суицид на территории части (в 47 лет)

Справедливости ради отмечу - майор Бутыркин хоть и служил в коллективе медиков - но был тыловиком. И на самоубийство он пошёл из-за постоянных болей от последствий лучевой болезни, которую он получил при ликвидации Чернобыльской аварии.

Перечисленные медики - конечно тоже люди и тоже могут заболеть, отравиться и разочароваться в жизни. Но как-то психологически не ожидаешь этого от людей - к которым обращаешься за помощью. Почему-то не стрелялись от депрессии и не умирали от инфаркта боевые комбаты или начальники автомобильной службы, бронетанковой или там инженерной службы.

Химики

Кому-то может показаться что воинам-химикам нечего делать на войне с партизанами. Типа афганские моджахеды не были настолько продвинутыми и обеспеченными - чтобы использовать химическое оружие против советских войск. Но он окажется не прав.

Случаи использования моджахедами химического оружия против советских солдат - были, но очень редко. Лично я слышал о подобном прецеденте в 781-м разведбате, который произошёл то ли в 1986 то ли в 1987 году в Чарикарской зелёнке, когда против разведчиков применили неизвестный газ . Но даже этот редкий случай не мог быть основанием для использования по прямому назначению подразделений химической защиты.

Первое время в 40-й Армии действительно не знали чем занять свои отдельные роты химической защиты (орхз) в дивизиях и взводы химической защиты (вхз) в составе отдельных бригад и отдельных полков. В результате чего те, как и штатные зенитно-ракетные формирования, из-за отсутствия профильного противника - оказались не у дел.

Но в начале 1985 года вдруг вспомнили что огнемёты в Советской Армии являются штатным вооружением Химических войск и что противника можно жечь ими, особенно в пещерах, дувалах и кяризах - и с 1 марта этого года все взвода химической защиты в бригадах и отдельных полках были переформированы в огнемётные взвода, а все отдельные роты химической защиты стали отдельными огнемётными ротами.

Слева на фото стоит боец-химик из 66-й отдельной мотострелковой бригады. На спине огнемёт РПО-А "Шмель". 1986 год
Слева на фото стоит боец-химик из 66-й отдельной мотострелковой бригады. На спине огнемёт РПО-А "Шмель". 1986 год
Пехота 860-го отдельного мотострелкового полка на рейде. Сзади идут два бойца огнемётного взвода полка. У оглядывающегося бойца на спине огнемёт РПО-А "Шмель". 1988 год
Пехота 860-го отдельного мотострелкового полка на рейде. Сзади идут два бойца огнемётного взвода полка. У оглядывающегося бойца на спине огнемёт РПО-А "Шмель". 1988 год

Огнемётчики (они же воины-химики) стали усиленно привлекаться к рейдам и операциям. В итоге они начали нести потери. К примеру в 113-й отдельной огнемётной роте 108-й дивизии три бойца погибли в ходе трёх разных рейдов в Панджшерское ущелье того же 1985 года (27 июня, 12 июля и 15 декабря).

В 70-й отдельной мотострелковой бригаде за всё время погибли 8 огнемётчиков-химиков.

Лейтенант Слепцов Андрей - командир отдельной огнемётной группы 154-го отряда специального назначения. Выпускник Костромского высшего военного учи­лища химической защиты. Погиб 20 ноября 1981 года. Он был третьим по счёту офицером Химических войск, погибший в Афганистане. До него были полковник Бараков Евгений Алексеевич - заместитель начальника химической службы 40-й общевойсковой армии и лейтенант Тараник Андрей Петрович - начальник химической службы 650-го разведывательного батальона 5-й мотострелковой дивизии
Лейтенант Слепцов Андрей - командир отдельной огнемётной группы 154-го отряда специального назначения. Выпускник Костромского высшего военного учи­лища химической защиты. Погиб 20 ноября 1981 года. Он был третьим по счёту офицером Химических войск, погибший в Афганистане. До него были полковник Бараков Евгений Алексеевич - заместитель начальника химической службы 40-й общевойсковой армии и лейтенант Тараник Андрей Петрович - начальник химической службы 650-го разведывательного батальона 5-й мотострелковой дивизии

Справедливости ради отметим, что воинов-химиков как огнемётчиков - впервые решили использовать с октября 1981 года в составе 154-го и 177-го отрядов специального назначения. В штате их 5-й инженерно-огнемётной роты была огнемётная группа (огнемётный взвод).

Автомобилисты

Наибольшие безвозвратные потери в специальных войсках тылового обеспечения понесли автомобильные части 40-й Армии.

Чтобы имели представление о цифрах - всего советские войска потеряли в Афганистане 11 369 (одиннадцать тысяч триста шестьдесят девять) автомобилей различного типа. Разумеется что не каждый водитель уничтоженного автомобиля погиб.

На фото - как сейчас бы выразились - типичный лайфхак Афганской войны. Из-за высоких потерь грузовых автоцистерн - было решено применять вместо них седельные тягачи с полуприцепами и просто бортовые грузовики - на которые прикручивались стационарные цистерны, которые в войсках обычно использовались для полевого складирования горючего на грунте. КПД от таких перевозок - меньше, потому что штатная автоцистерна имеет больший объём чем стационарная на полуприцепе. Но зато машин с полуприцепами - как грязи. Их можно было брать из народного хозяйства.
На фото - как сейчас бы выразились - типичный лайфхак Афганской войны. Из-за высоких потерь грузовых автоцистерн - было решено применять вместо них седельные тягачи с полуприцепами и просто бортовые грузовики - на которые прикручивались стационарные цистерны, которые в войсках обычно использовались для полевого складирования горючего на грунте. КПД от таких перевозок - меньше, потому что штатная автоцистерна имеет больший объём чем стационарная на полуприцепе. Но зато машин с полуприцепами - как грязи. Их можно было брать из народного хозяйства.
Импровизированная автоцистерна "Урал" (на военном жаргоне - "наливник") подорвавшийся передним левым колесом на мине. У водителя не было никаких шансов выжить. При таком взрыве, в кабину сквозь тонкую жесть, как шрапнель заносятся всякие куски металла от ходовой части - сорванные с машины взрывной волной.
Импровизированная автоцистерна "Урал" (на военном жаргоне - "наливник") подорвавшийся передним левым колесом на мине. У водителя не было никаких шансов выжить. При таком взрыве, в кабину сквозь тонкую жесть, как шрапнель заносятся всякие куски металла от ходовой части - сорванные с машины взрывной волной.

Эти потери объясняются просто: Афганистан - страна большая, железных дорог - нет, большая группировка войск рассредоточена по всей стране и её надо как-то снабжать всем необходимым от продовольствия, горючего, боеприпасов, запасных частей к технике, предметов быта до строительных материалов и много чего ещё. Войск на то чтобы физически закрыть противнику все подступы к дорогам на всём протяжении - не хватает. Поэтому дороги Афганистана превратились для моджахедов в натуральный тир в котором стреляют по движущимся мишеням - с оговоркой что мишени могут огрызаться и давать сдачи.

К автомобильным частям относились отдельные автомобильные батальоны (автобаты) 59-й бригады материального обеспечения, 159-й дорожно-строительной бригады (с апреля 1982 года - она стала 58-й автомобильной бригадой), 602-й автобат работавший отдельно на западном и юго-западном направлении (Герат-Шинданд-Лашкаргах-Кандагар), 501-й автобат занимавшийся эвакуацией подбитой техники, 1496-й и 105-й автобаты на обеспечении ВВС 40-й Армии, а также отдельные батальоны материального обеспечения в дивизиях.

Сгоревшая автомобильная техника между 18-й и 19-й заставами на перевале Саланг южнее тоннеля. Декабрь 1983 года
Сгоревшая автомобильная техника между 18-й и 19-й заставами на перевале Саланг южнее тоннеля. Декабрь 1983 года

Основные потери (людские и в технике) приходились на обстрелы колонн и подрывы на минах.

Дорога в окрестностях Кандагара. Виден непрерывный ряд сгоревших при обстреле автомобилей. Их специально на протяжении нескольких километров выставили одной стеной, чтобы противник не мог вести огонь по колоннам из "зелёнки" (заросли растительности - деревья и высокие кустарники) которая виднеется справа на кадре. В промежутках между машинами для той же цели насыпаны кучи грунта. Широкая полоса земли за этими сгоревшими машинами в сторону "зелёнки" - была густо заминирована
Дорога в окрестностях Кандагара. Виден непрерывный ряд сгоревших при обстреле автомобилей. Их специально на протяжении нескольких километров выставили одной стеной, чтобы противник не мог вести огонь по колоннам из "зелёнки" (заросли растительности - деревья и высокие кустарники) которая виднеется справа на кадре. В промежутках между машинами для той же цели насыпаны кучи грунта. Широкая полоса земли за этими сгоревшими машинами в сторону "зелёнки" - была густо заминирована

Ввиду отсутствия точной информации по штатной численности и потерям 59-й бригады материального обеспечения – вывести удельные потери для данного соединения довольно сложно. Остаётся только предполагать. Примерную численность личного состава 59-й бригады можно определить по количеству автомобилей, которых в ней числилось 1 350 автомобилей. Наверное в штате бригады было порядка 2 000 – 2 500 человек. Основу бригады составляли 5 отдельных автомобильных батальонов («автобаты»).

Командир автомобильного взвода 602-го отдельного автомобильного батальона - Соменко Владимир.  Получил тяжёлые травмы при проводке колонны в небоевой обстановке в Афганистане - умер 11 августа 1984 года в госпитале в Кушке Туркменской ССР.
Командир автомобильного взвода 602-го отдельного автомобильного батальона - Соменко Владимир. Получил тяжёлые травмы при проводке колонны в небоевой обстановке в Афганистане - умер 11 августа 1984 года в госпитале в Кушке Туркменской ССР.

Приблизительную оценку высоких потерь можно вывести только по некоторым воинским частям, входившим в 59-ю бригаду.

К примеру по свидетельствам ветеранов известно, что входивший в 59-ю бригаду 424-й отдельный автомобильный батальон, состоял из 3 рот (они назывались «колоннами») в каждой из которых было около 45-50 машин. В итоге личный состав автобата, вместе с управлением батальона и вспомогательными подразделениями мог достигать численности в 200-220 человек. Возможно личный состав других автобатов был крупнее.

Глядя на обелиск можно понять к какому роду войск принадлежал погибший. Это обелиск младшему сержанту Сенчеко Ивану, командиру автомобильного отделения 446-го отдельного автомобильного батальона (подвоза топлива) 59-й бригады материального обеспечения. Вёз топливо в составе колонны в Кандагар. Не доехав 20 километров до пункта назначения, 6 июня 1987 года он был убит при обстреле колонны. Число 1031 - означает номер колонны. Так в 40-й Армии было принято называть автомобильные роты, без указания принадлежности к отдельному автомобильному батальону бригад или отдельному батальону материального обеспечения дивизий.
Глядя на обелиск можно понять к какому роду войск принадлежал погибший. Это обелиск младшему сержанту Сенчеко Ивану, командиру автомобильного отделения 446-го отдельного автомобильного батальона (подвоза топлива) 59-й бригады материального обеспечения. Вёз топливо в составе колонны в Кандагар. Не доехав 20 километров до пункта назначения, 6 июня 1987 года он был убит при обстреле колонны. Число 1031 - означает номер колонны. Так в 40-й Армии было принято называть автомобильные роты, без указания принадлежности к отдельному автомобильному батальону бригад или отдельному батальону материального обеспечения дивизий.

Достоверно известно что безвозвратные потери одного только 424-го батальона за 9 лет войны - составили 44 человека, что даёт примерно 24 убитых на 1 000 человек личного состава в год. Эта цифра вполне сопоставима с удельными потерями мотострелковых полков 108-й дивизии, которая понесла наибольшие общие потери среди всех соединений.

В составе дивизий были отдельные батальоны материального обеспечения (обмо), которые по сути также представляли собой автомобильные батальоны на грузовиках. В них удельные потери были меньше чем в 59-й бригаде.

Водитель 602-го отдельного автобата на фоне "именного" КАМАЗа (Имени рядового Сергея Ахметчина). У автомобилистов было принято давать грузовикам имена погибших водителей.  Рядовой Ахметчин Сергей - убитый 21 января 1983 года при обстреле колонны - не успел себя в чём-либо проявить. Его машина осталась на ходу - и ей дали его имя. Считайте подобное одушевление машины - суеверием воинов-автомобилистов. Подобное там встречалось часто.
Водитель 602-го отдельного автобата на фоне "именного" КАМАЗа (Имени рядового Сергея Ахметчина). У автомобилистов было принято давать грузовикам имена погибших водителей. Рядовой Ахметчин Сергей - убитый 21 января 1983 года при обстреле колонны - не успел себя в чём-либо проявить. Его машина осталась на ходу - и ей дали его имя. Считайте подобное одушевление машины - суеверием воинов-автомобилистов. Подобное там встречалось часто.

Так в 108-й дивизии был 1003-й обмо, который за годы войны потерял 79 человек. При штатной численности такого батальона в 510 человек это даёт удельные потери в 17 убитых на 1 000 человек личного состава. Для 375-го обмо 5-й мотострелковой дивизии с его потерями в 29 человек этот показатель составляет 6 убитых. Оба показателя превышают аналогичные в артиллерийских полках этих же дивизий.

То есть в 40-й Армии воины-автомобилисты - гибли чаще чем артиллеристы.

Но самый - абсолютно дикий случай неоправданных потерь автомобилистов - произошёл 4 сентября 1986 года под Кабулом. Командир автомобильного взвода 118-го отдельного автомобильного батальона 58-й автомобильной бригады старший лейтенант Беглов Владимир получил от командования своего батальона приказ о доставке щебня (по другой версии - песка) из карьера рядом с Кабулом для строительных целей. Поскольку карьер находился в зоне подконтрольной сторожевым заставам 108-й мотострелковой дивизии - то по решению командования 118-го батальона - колонна из 12 грузовых автомобилей КАМАЗ выехала в дневное время из Кабула без всякого сопровождения бронетехникой и без боевого охранения из стрелкового отделения или стрелкового взвода. Вместе с Бегловым к составу колонны примкнули ещё командир взвода старший лейтенант Гиматдинов Рашид и начальник контрольно-технического пункта батальона прапорщик Алексей Попович. Военнослужащим даже не был отдан приказ взять табельное оружие. Единственное оружие на всех - это один пистолет у прапорщика Поповича и автомат у стрелка рядового Текебаева Ханкули.

По пути к карьеру колонна по чьей-то ошибке серьёзно отклонилась от маршрута и въехала в неконтролируемый правительственными и советскими войсками кишлак Исакхейль. По другой версии старший колонны не зная местности уточнил расположение карьера у встречных местных жителей - и те намеренно отправили его в этот кишлак.

Военнослужащие 118-го отдельного автомобильного батальона, убитые 4 сентября 1986 года в окрестностях Кабула в кишлаке Исакхейль в сторону провинции Пагман.
Военнослужащие 118-го отдельного автомобильного батальона, убитые 4 сентября 1986 года в окрестностях Кабула в кишлаке Исакхейль в сторону провинции Пагман.
Сожжённая колонна КАМАЗов 118-го отдельного автомобильного батальона. Кишлак Исакхейль.  Пехота проводит зачистку кишлака. 5 сентября 1986 года
Сожжённая колонна КАМАЗов 118-го отдельного автомобильного батальона. Кишлак Исакхейль. Пехота проводит зачистку кишлака. 5 сентября 1986 года

В результате полной беспечности командования 118-го автобата, колонна в кишлаке Исакхейль была остановлена и окружена бандой моджахедов, которые холодным оружием убили все 18 военнослужащих (по другим данным их было 17). По другой версии это были даже не бандиты - а простые декхане (крестьяне) работавшие в поле. Они увидели колонну грузовиков с безоружными солдатами - набежали толпой и забили всех кетменями (мотыгами). После расправы - всё население кишлака в срочном порядке покинуло дома и ушло в горы.

Всего за годы войны из личного состава всех отдельных автомобильных батальонов 40-й Армии погибли порядка 538 человек. Это без учёта автомобильных подразделений (роты материального обеспечения) в боевых бригадах и боевых полках и частей (батальоны материального обеспечения) в дивизиях.

Выше упоминалось что всего в Афганистане было потеряно советскими войсками 11 369 автомобилей. В это число входят машины потерянные Пограничными войсками.

Вполне возможно что на каждый десяток потерянных машин 40-й Армии - приходится один погибший водитель.

Ремонтники

В составе мотострелковых дивизий были отдельные ремонтно-восстановительные батальоны (орвб), личный состав которых привлекался как техническое замыкание при проводке колонн.

К этому шагу советское командование вынудили слишком большие потери в технике при обстреле колонн. Если в начальный период войны любой заглохший в колонне грузовик просто бросали и колонна продолжала движение дальше - то позже военные одумались и поняли что в скором времени из-за общей быстрой выработки ресурса техники - они могут вообще остаться без машин.

А как быстро в Афганистане техника вырабатывала ресурс?

Это гражданским дальнобойщикам на КАМАЗах в СССР двигателя хватало на много лет - а там было всё иначе. Мне один "автобатовец" рассказывал как они насиловали машины. Чтобы двигателю хватало мощности на подъёмах на горных дорогах при полной загрузке - они разбирали ТНВД (топливный насос высокого давления) который подаёт солярку на форсунки и выставляли в ней рейку с заводского положения на максимальную подачу топлива. В результате мощность возрастала - но мотор изнашивался буквально за полгода. А дальше двигатель мог "сдохнуть" в любой момент.

"Урал-4320" технического замыкания колонны тащит на себе "сдохший" КАМАЗ-4310
"Урал-4320" технического замыкания колонны тащит на себе "сдохший" КАМАЗ-4310

Военнослужащие-ремонтники привлекаемые к техническому замыканию иногда несли потери в боевых условиях, выполняя срочный ремонт военной техники прямо на дороге - под огнём противника.

Рембатовцы на "разборе" подорвавшейся на мине БМП-2. Снимают с неё всё что может пригодиться для ремонта тех машин - которые ещё можно восстановить. Ждать запчасти из СССР - долго. А воевать на чём-то - надо прямо сейчас.
Рембатовцы на "разборе" подорвавшейся на мине БМП-2. Снимают с неё всё что может пригодиться для ремонта тех машин - которые ещё можно восстановить. Ждать запчасти из СССР - долго. А воевать на чём-то - надо прямо сейчас.

Конечно потери рембатовцев не были такими большими как у сапёров или разведчиков - но они были.

К примеру 333-й орвб 108-й дивизии потерял 16 человек убитыми, из которых только один погиб при обстреле пункта постоянной дислокации. Все остальные 15 человек погибли при сопровождении колонн.

Причём в одном из боевых выходов погиб сам командир 333-го рембата - он стал первой безвозвратной потерей батальона.

А через четыре года в том же 333-м рембате опять погиб комбат.

Ремонт БМП-2Д в парке машин. Снят ребристый капот над моторно-трансмисионным отделением. Судя по низким ботинкам к повседневной форме - на колесе сидит прапорщик, техник роты. Судя по ящикам под снаряды над десантным отделением - это машина из "рейдового" батальона. Судя по двум снятым тельняшкам на колесе - это машина принадлежит десантному полку
Ремонт БМП-2Д в парке машин. Снят ребристый капот над моторно-трансмисионным отделением. Судя по низким ботинкам к повседневной форме - на колесе сидит прапорщик, техник роты. Судя по ящикам под снаряды над десантным отделением - это машина из "рейдового" батальона. Судя по двум снятым тельняшкам на колесе - это машина принадлежит десантному полку

Всего за годы войны из личного состава орвб дивизий и орвб армейского подчинения по разным причинам погибли 93 человека. Это без учёта погибших в ремонтных ротах полков и бригад, которые также постоянно участвовали в техническом замыкании колонн.

"Трубачи" и "комендачи"

Так получилось что в Афганистане, на главной "дороге жизни" (Кабул-Хайратон) практически на одних и тех же участках выполняли разные задачи военнослужащие 276-й трубопроводной бригады и военнослужащие 278-й дорожно-комендантской бригады. Поэтому и удельные потери у них оказались одинаковыми.

Трубопроводники на устранении последствия диверсии на трубопроводе
Трубопроводники на устранении последствия диверсии на трубопроводе

"Трубачи" следили за исправностью магистральных трубопроводов по которым перекачивался из СССР бензин, керосин и дизельное топливо.

"Комендачи" следили за движением по дороге и за состоянием дороги. Один из трёх батальонов 278-й бригады имел дорожно-строительную технику (грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, автокраны и т.д.) - и занимался ремонтом дорог.

Бойцы 276-й трубопроводной бригады восстанавливают трубопровод. На заднем плане БТР-70 с запасными секциями труб.
Бойцы 276-й трубопроводной бригады восстанавливают трубопровод. На заднем плане БТР-70 с запасными секциями труб.

Моджахеды занимались систематическим подрывом трубопроводов с горючим - "трубачи" выезжали на место подрыва и часто под огнём противника восстанавливали повреждённые участки.

Также "трубачам" приходилось выезжать на многочисленные случаи воровства топлива из трубопровода. Происходило это довольно часто и весьма примитивно - местные жители подходили к нитке трубопровода с ослами несущими на себе большие фляги и простреливали трубу из автомата или винтовки, а после собирали во фляги вытекающую под напором струю горючего. Трубачи на ближайшей насосной станции увидев на приборах падение давления - выезжали заменять пробитую трубу.

Обелиск из труб военнослужащим 276-й трубопроводной бригады на месте их гибели в провинции Баглан. Все семеро погибли в одном бою - 5 апреля 1983 года
Обелиск из труб военнослужащим 276-й трубопроводной бригады на месте их гибели в провинции Баглан. Все семеро погибли в одном бою - 5 апреля 1983 года

И "комендачи" и "трубачи" несли потери от нападения противника как при обстреле при движении в колонне, так и при нападении на свои патрули и мобильные ремонтные группы.

Разумеется "комендачи" и "трубачи" не были предоставлены самим себе. Вся "дорога жизни" Кабул-Хайратон по мере возможности охранялась сторожевыми заставами. Севернее тоннеля Саланг - подразделениями 201-й дивизии. Южнее тоннеля - подразделениями 108-й дивизии. Мотострелки помогали комендачам и трубачам отражать нападения противников. Но иногда они не успевали.

Обелиск на месте гибели кавалера Ордена Красного Знамени старшего лейтенанта Виберга Сергея Уговича - начальника медицинской службы дорожно-комендантского батальона 278-й дорожно-комендантской бригады.
Обелиск на месте гибели кавалера Ордена Красного Знамени старшего лейтенанта Виберга Сергея Уговича - начальника медицинской службы дорожно-комендантского батальона 278-й дорожно-комендантской бригады.
У комендачей было принято давать имена погибших экипажам бронетранспортёров. На фото БТР экипажа имени кавалера Ордена Красного Знамени старшего лейтенанта Захарова Юрия Анатольевича, командира дорожно-комендантского взвода 278-й бригады  погибшего 27 июня 1985 года
У комендачей было принято давать имена погибших экипажам бронетранспортёров. На фото БТР экипажа имени кавалера Ордена Красного Знамени старшего лейтенанта Захарова Юрия Анатольевича, командира дорожно-комендантского взвода 278-й бригады погибшего 27 июня 1985 года

За всё время нахождения в Афганистане 276-й трубопроводной бригады, её удельные потери составили 13 человек в год на 1 000 человек личного состава (общие потери - 90 человек), а в 278-й дорожно-комендантской бригаде этот показатель составил 11 человек (общие потери - 81 человек).

Но даже при этом - удельные потери этих, на первый взгляд тыловых ("обозных") бригад - идут на уровне удельных потерь мотострелковых полков 5-й мотострелковой дивизии, постоянно ходивших в рейды и операции.

Патрульный БТР-70 от 278-й дорожно-комендантской бригады. Без них порядка на "дороге жизни" Кабул-Хайратон -  не было
Патрульный БТР-70 от 278-й дорожно-комендантской бригады. Без них порядка на "дороге жизни" Кабул-Хайратон - не было

Справедливости ради отметим что 276-я бригада не была единственным формированием трубопроводных войск в 40-й Армии. На западном направлении от Кушки и до Шинданда был возведён магистральный трубопровод который обслуживал 1461-й отдельный трубопроводный батальон. В нём за все годы погибло 7 человек. Это направление не было таким ожесточённым - как восточное.

Военные строители

Малоизвестный факт - в Афганистане служили военные строители, которые строили военные городки и тыловые объекты 40-й Армии и возводили дороги и мосты.

Стройбат в Афганистане за работой. Подобные ангары-эллинги были в каждой воинской части 40-й Армии. В них были столовые, склады, ремонтные мастерские. Кабул, 1980 год
Стройбат в Афганистане за работой. Подобные ангары-эллинги были в каждой воинской части 40-й Армии. В них были столовые, склады, ремонтные мастерские. Кабул, 1980 год
Видите ангары-эллинги за пальмами? Это всё возводили стройбатовцы. Военный городок 154-го отдельного отряда специального назначения. Джелалабад. 1986 год
Видите ангары-эллинги за пальмами? Это всё возводили стройбатовцы. Военный городок 154-го отдельного отряда специального назначения. Джелалабад. 1986 год
Бойцы стройбата на перекуре. Полигон железобетонных изделий. Кабул. Октябрь 1980 года
Бойцы стройбата на перекуре. Полигон железобетонных изделий. Кабул. Октябрь 1980 года

Было создано целое соединение уровня отдельной бригады, под названием 342-е Управление Инженерных Работ (342-е УИР), в которое одно время входило до 9 отдельных строительных батальонов ("стройбат") различной специализации и 2 отдельные строительные роты. Также отдельно существовала 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (после стала 58-й автомобильной бригадой) - которая кроме дорог и мостов также занималась возведением других объектов.

Разница между дорожниками-строителями ("дорожники") и военными строителями ("стройбат") - условная. По большому счёту и те и другие - являются универсальными военными строителями.

Офицер 159-й дорожно-строительной бригады ставит задачу автокрановщикам. Обратите внимание на "разношёрстность" обмундирования: один солдат в панаме, остальные в пилотках, офицер в техническом комбинезоне. У двух из пяти срочников что справа - полевые погоны и отсутствуют петлицы - у остальных они пришиты.  Все солдаты, кроме заслонённого справа - являются  старослужащими с "ушитыми"  кителями (с укороченными полами - задница открыта). Это и есть стройбат. Офицер даже не удосужился построить подчинённых в одну шеренгу. В стройбате о воинской дисциплине и уставном порядке - всегда были зачаточные представления. Кабул, 1980 год
Офицер 159-й дорожно-строительной бригады ставит задачу автокрановщикам. Обратите внимание на "разношёрстность" обмундирования: один солдат в панаме, остальные в пилотках, офицер в техническом комбинезоне. У двух из пяти срочников что справа - полевые погоны и отсутствуют петлицы - у остальных они пришиты. Все солдаты, кроме заслонённого справа - являются старослужащими с "ушитыми" кителями (с укороченными полами - задница открыта). Это и есть стройбат. Офицер даже не удосужился построить подчинённых в одну шеренгу. В стройбате о воинской дисциплине и уставном порядке - всегда были зачаточные представления. Кабул, 1980 год

Всего погибло 63 военных строителя из 342-го УИР.

Как стройбатовцы теряли людей, если не участвовали в боевых действиях?

По разному. Вот причины гибели военных строителей из 342-го УИР:

* в бою при обстреле колонны или пункта дислокации - 10;

* нарушение техники безопасности, несчастные случаи и ДТП - 12;

* задохнулись угарными газами (в тоннеле Саланг) - 3;

* неосторожное обращение с боеприпасами - 2;

* при подрыве автотранспорта на мине - 6;

* без вести пропавшие - 7;

* умерли по болезни и другим неуказанным причинам - 23.

Радиотехнические войска

К таковым в 40-й Армии можно отнести две части.

Это 254-й радиотехнический полк Особого назначения подчинявшийся Начальнику разведки 40-й Армии и 1996-й отдельный радиотехнический батальон ПВО подчинявшийся Начальнику ПВО 40-й Армии.

За всё время в 254-м полку ОсНаза погибли 3 человека.

В 1996-м батальоне, который отдельными ротами был распределён по аэродромам по всему Афганистану - погибло 14 человек. Причины разные - обстрел противником, неосторожное обращение с оружием и боеприпасами и один случай суицида.

----------------------

* 1-я часть

* 2-я часть

* 3-я часть

* 5-я часть (последняя)