В этой части рассмотрим потери формирований боевого и тылового обеспечения и медицинской службы.
Потери в формированиях обеспечения
Как это не покажется странным – в условиях контрпартизанской войны формирования специальных войск, которые заняты на боевом и тыловом обеспечении – могут нести удельные потери сопоставимые с потерями линейных (боевых) частей, непосредственно участвующих в боевых действиях.
Если в случае с боевым обеспечением - это как-то ещё поддаётся объяснению, то в случае с тыловым обеспечением - подобная ситуация на классической войне с фронтовым противостоянием - практически не возможна.
Основные потери в боевом обеспечении несли сапёры и разведчики. В тыловом обеспечении - военнослужащие-автомобилисты.
Сапёры
Повторю информацию по потерям сапёров из 2-й части
Удельные потери в отдельных инженерно-сапёрных батальонах (оисб) в составе дивизий, бойцы которых постоянно привлекались к боевым действиям - идут на уровне линейных полков этих же дивизий.
К примеру в 271-м оисб от 108-й дивизии при штатной численности в 395 человек, за всё время пребывания в Афганистане погибло 90 человек. Это по удельным потерям в среднем составило 25 погибших в год на 1 000 человек личного состава - что ставит его на один уровень со 177-м мотострелковым полком той же дивизии. За один 1984 год - 271-й оисб потерял убитыми 22 человека. Причём из этого количества 10 сапёров погибли в одном бою 1 мая в Панджшере - на следующий день после расстрела 1-го мотострелкового батальона 682-го мотострелкового полка, в том же самом ущелье Хазара. Они производили инженерную разведку на маршруте продвижения подразделений 682-го полка.
В 68-м оисб 5-й дивизии общее количество погибших - 30 человек. В удельных потерях его показатель - 8, что больше чем у 12-го полка (5 человек) и ниже чем у 371-го полка (9 человек) той же дивизии.
В 541-м оисб 201-й дивизии общее количество погибших - 42 человека. Средние удельные потери - 12 человек, что больше чем у 122-го и 395-го полков той же дивизии.
Самые низкие удельные потери были у сапёров 130-го оисб 103-й воздушно-десантной дивизии. При общем количестве погибших в 15 человек и штате батальона в 220 человек, показатель удельных потерь за весь период составил 7 человек.
Общие потери 45-го отдельного инженерно-сапёрного полка за 9 лет войны составили 148 человек (по другим данным - 92), что при штатной численности в 1 500 человек, даёт показатель удельных потерь в 11 человек. Это больше чем у линейных полков 5-й мотострелковой дивизии.
В числе погибших - сам командир 45-го полка, который был случайно застрелен подчинённым через полтора месяца после создания воинской части. Он стал первой безвозвратной потерей полка.
Связисты
Части связи понесли низкие потери.
К примеру 252-й отдельный батальон связи 201-й мотострелковой дивизии за всё время потерял погибшими 9 человек. 808-й отдельный батальон связи 108-й мотострелковой дивизии - 13 человек. 742-й отдельный батальон 103-й воздушно-десантной дивизии потерял только 5 человек.
Роты связи в составе полков и бригад за все годы войны, в сумме безвозвратно потеряли 68 человек. Взвода связи батальонного уровня безвозвратно потеряли 74 человека.
103-й отдельный полк связи, обеспечивавший управление для командования 40-й Армии над всеми частями и соединениями - за всё время пребывания в Афганистане потерял погибшими 20 человек.
Медики
Касательно потерь медиков 40-й Армии - основная их доля приходится на боевые действия, в которых участвовали полковые и бригадные медики - в особенности младшие чины в батальонных медицинских пунктах. Медики дивизионного (медсанбаты) и армейского звена (госпитали и медицинские отряды) несли в основном потери от болезней и несчастных случаев.
Кроме врачей и начальников медицинских пунктов - по разным причинам скончались 10 начальников медицинской службы воинских частей.
В числе погибших в боевых действиях - начальники медицинской службы таких крупных частей как 70-я отдельная мотострелковая бригада, 317-й и 345-й парашютно-десантные полки.
Смерть некоторых офицеров медицинской службы 40-й Армии - воспринимается неоднозначно и вызывает много вопросов. Это касается как медиков в отдельных медсанбатах (отдельных медицинских батальонах), армейских госпиталях, так и офицеров и прапорщиков медицинской службы из личного состава полков и бригад.
Большей частью военные медики - это люди вполне интеллигентные, образованные и с устойчивой психикой. Но что-то непонятное с ними происходило в Афганистане. Неподдающееся объяснению - то что не встречалось среди офицеров боевых подразделений.
Вот некоторые факты (описание смерти - не совпадает с данными из Всесоюзной Книгой Памяти):
* капитан медицинской службы Дасюк Анатолий Андреевич - начальник медицинской службы 350-го парашютно-десантного полка - суицид на территории части (в 36 лет)
* полковник медицинской службы Богонос Александр Николаевич - заместитель начальника медицинской службы 40-й общевойсковой армии умер в результате инфаркта миокарда (в 47 лет)
* капитан медицинской службы Кравченко Геннадий Михайлович - начальник медицинской службы 180-го мотострелкового полка - умер в результате инфаркта миокарда (в 33 года)
* капитан медицинской службы Шевкопляс Николай Сергеевич - начальник медицинской службы 1956-го отдельного батальона РЭБ - суицид на территории части (в 36 лет)
* майор Бутыркин Николай Иванович - заместитель командира 100-го отдельного медицинского батальона - суицид на территории части (в 47 лет)
Справедливости ради отмечу - майор Бутыркин хоть и служил в коллективе медиков - но был тыловиком. И на самоубийство он пошёл из-за постоянных болей от последствий лучевой болезни, которую он получил при ликвидации Чернобыльской аварии.
Перечисленные медики - конечно тоже люди и тоже могут заболеть, отравиться и разочароваться в жизни. Но как-то психологически не ожидаешь этого от людей - к которым обращаешься за помощью. Почему-то не стрелялись от депрессии и не умирали от инфаркта боевые комбаты или начальники автомобильной службы, бронетанковой или там инженерной службы.
Химики
Кому-то может показаться что воинам-химикам нечего делать на войне с партизанами. Типа афганские моджахеды не были настолько продвинутыми и обеспеченными - чтобы использовать химическое оружие против советских войск. Но он окажется не прав.
Случаи использования моджахедами химического оружия против советских солдат - были, но очень редко. Лично я слышал о подобном прецеденте в 781-м разведбате, который произошёл то ли в 1986 то ли в 1987 году в Чарикарской зелёнке, когда против разведчиков применили неизвестный газ . Но даже этот редкий случай не мог быть основанием для использования по прямому назначению подразделений химической защиты.
Первое время в 40-й Армии действительно не знали чем занять свои отдельные роты химической защиты (орхз) в дивизиях и взводы химической защиты (вхз) в составе отдельных бригад и отдельных полков. В результате чего те, как и штатные зенитно-ракетные формирования, из-за отсутствия профильного противника - оказались не у дел.
Но в начале 1985 года вдруг вспомнили что огнемёты в Советской Армии являются штатным вооружением Химических войск и что противника можно жечь ими, особенно в пещерах, дувалах и кяризах - и с 1 марта этого года все взвода химической защиты в бригадах и отдельных полках были переформированы в огнемётные взвода, а все отдельные роты химической защиты стали отдельными огнемётными ротами.
Огнемётчики (они же воины-химики) стали усиленно привлекаться к рейдам и операциям. В итоге они начали нести потери. К примеру в 113-й отдельной огнемётной роте 108-й дивизии три бойца погибли в ходе трёх разных рейдов в Панджшерское ущелье того же 1985 года (27 июня, 12 июля и 15 декабря).
В 70-й отдельной мотострелковой бригаде за всё время погибли 8 огнемётчиков-химиков.
Справедливости ради отметим, что воинов-химиков как огнемётчиков - впервые решили использовать с октября 1981 года в составе 154-го и 177-го отрядов специального назначения. В штате их 5-й инженерно-огнемётной роты была огнемётная группа (огнемётный взвод).
Автомобилисты
Наибольшие безвозвратные потери в специальных войсках тылового обеспечения понесли автомобильные части 40-й Армии.
Чтобы имели представление о цифрах - всего советские войска потеряли в Афганистане 11 369 (одиннадцать тысяч триста шестьдесят девять) автомобилей различного типа. Разумеется что не каждый водитель уничтоженного автомобиля погиб.
Эти потери объясняются просто: Афганистан - страна большая, железных дорог - нет, большая группировка войск рассредоточена по всей стране и её надо как-то снабжать всем необходимым от продовольствия, горючего, боеприпасов, запасных частей к технике, предметов быта до строительных материалов и много чего ещё. Войск на то чтобы физически закрыть противнику все подступы к дорогам на всём протяжении - не хватает. Поэтому дороги Афганистана превратились для моджахедов в натуральный тир в котором стреляют по движущимся мишеням - с оговоркой что мишени могут огрызаться и давать сдачи.
К автомобильным частям относились отдельные автомобильные батальоны (автобаты) 59-й бригады материального обеспечения, 159-й дорожно-строительной бригады (с апреля 1982 года - она стала 58-й автомобильной бригадой), 602-й автобат работавший отдельно на западном и юго-западном направлении (Герат-Шинданд-Лашкаргах-Кандагар), 501-й автобат занимавшийся эвакуацией подбитой техники, 1496-й и 105-й автобаты на обеспечении ВВС 40-й Армии, а также отдельные батальоны материального обеспечения в дивизиях.
Основные потери (людские и в технике) приходились на обстрелы колонн и подрывы на минах.
Ввиду отсутствия точной информации по штатной численности и потерям 59-й бригады материального обеспечения – вывести удельные потери для данного соединения довольно сложно. Остаётся только предполагать. Примерную численность личного состава 59-й бригады можно определить по количеству автомобилей, которых в ней числилось 1 350 автомобилей. Наверное в штате бригады было порядка 2 000 – 2 500 человек. Основу бригады составляли 5 отдельных автомобильных батальонов («автобаты»).
Приблизительную оценку высоких потерь можно вывести только по некоторым воинским частям, входившим в 59-ю бригаду.
К примеру по свидетельствам ветеранов известно, что входивший в 59-ю бригаду 424-й отдельный автомобильный батальон, состоял из 3 рот (они назывались «колоннами») в каждой из которых было около 45-50 машин. В итоге личный состав автобата, вместе с управлением батальона и вспомогательными подразделениями мог достигать численности в 200-220 человек. Возможно личный состав других автобатов был крупнее.
Достоверно известно что безвозвратные потери одного только 424-го батальона за 9 лет войны - составили 44 человека, что даёт примерно 24 убитых на 1 000 человек личного состава в год. Эта цифра вполне сопоставима с удельными потерями мотострелковых полков 108-й дивизии, которая понесла наибольшие общие потери среди всех соединений.
В составе дивизий были отдельные батальоны материального обеспечения (обмо), которые по сути также представляли собой автомобильные батальоны на грузовиках. В них удельные потери были меньше чем в 59-й бригаде.
Так в 108-й дивизии был 1003-й обмо, который за годы войны потерял 79 человек. При штатной численности такого батальона в 510 человек это даёт удельные потери в 17 убитых на 1 000 человек личного состава. Для 375-го обмо 5-й мотострелковой дивизии с его потерями в 29 человек этот показатель составляет 6 убитых. Оба показателя превышают аналогичные в артиллерийских полках этих же дивизий.
То есть в 40-й Армии воины-автомобилисты - гибли чаще чем артиллеристы.
Но самый - абсолютно дикий случай неоправданных потерь автомобилистов - произошёл 4 сентября 1986 года под Кабулом. Командир автомобильного взвода 118-го отдельного автомобильного батальона 58-й автомобильной бригады старший лейтенант Беглов Владимир получил от командования своего батальона приказ о доставке щебня (по другой версии - песка) из карьера рядом с Кабулом для строительных целей. Поскольку карьер находился в зоне подконтрольной сторожевым заставам 108-й мотострелковой дивизии - то по решению командования 118-го батальона - колонна из 12 грузовых автомобилей КАМАЗ выехала в дневное время из Кабула без всякого сопровождения бронетехникой и без боевого охранения из стрелкового отделения или стрелкового взвода. Вместе с Бегловым к составу колонны примкнули ещё командир взвода старший лейтенант Гиматдинов Рашид и начальник контрольно-технического пункта батальона прапорщик Алексей Попович. Военнослужащим даже не был отдан приказ взять табельное оружие. Единственное оружие на всех - это один пистолет у прапорщика Поповича и автомат у стрелка рядового Текебаева Ханкули.
По пути к карьеру колонна по чьей-то ошибке серьёзно отклонилась от маршрута и въехала в неконтролируемый правительственными и советскими войсками кишлак Исакхейль. По другой версии старший колонны не зная местности уточнил расположение карьера у встречных местных жителей - и те намеренно отправили его в этот кишлак.
В результате полной беспечности командования 118-го автобата, колонна в кишлаке Исакхейль была остановлена и окружена бандой моджахедов, которые холодным оружием убили все 18 военнослужащих (по другим данным их было 17). По другой версии это были даже не бандиты - а простые декхане (крестьяне) работавшие в поле. Они увидели колонну грузовиков с безоружными солдатами - набежали толпой и забили всех кетменями (мотыгами). После расправы - всё население кишлака в срочном порядке покинуло дома и ушло в горы.
Всего за годы войны из личного состава всех отдельных автомобильных батальонов 40-й Армии погибли порядка 538 человек. Это без учёта автомобильных подразделений (роты материального обеспечения) в боевых бригадах и боевых полках и частей (батальоны материального обеспечения) в дивизиях.
Выше упоминалось что всего в Афганистане было потеряно советскими войсками 11 369 автомобилей. В это число входят машины потерянные Пограничными войсками.
Вполне возможно что на каждый десяток потерянных машин 40-й Армии - приходится один погибший водитель.
Ремонтники
В составе мотострелковых дивизий были отдельные ремонтно-восстановительные батальоны (орвб), личный состав которых привлекался как техническое замыкание при проводке колонн.
К этому шагу советское командование вынудили слишком большие потери в технике при обстреле колонн. Если в начальный период войны любой заглохший в колонне грузовик просто бросали и колонна продолжала движение дальше - то позже военные одумались и поняли что в скором времени из-за общей быстрой выработки ресурса техники - они могут вообще остаться без машин.
А как быстро в Афганистане техника вырабатывала ресурс?
Это гражданским дальнобойщикам на КАМАЗах в СССР двигателя хватало на много лет - а там было всё иначе. Мне один "автобатовец" рассказывал как они насиловали машины. Чтобы двигателю хватало мощности на подъёмах на горных дорогах при полной загрузке - они разбирали ТНВД (топливный насос высокого давления) который подаёт солярку на форсунки и выставляли в ней рейку с заводского положения на максимальную подачу топлива. В результате мощность возрастала - но мотор изнашивался буквально за полгода. А дальше двигатель мог "сдохнуть" в любой момент.
Военнослужащие-ремонтники привлекаемые к техническому замыканию иногда несли потери в боевых условиях, выполняя срочный ремонт военной техники прямо на дороге - под огнём противника.
Конечно потери рембатовцев не были такими большими как у сапёров или разведчиков - но они были.
К примеру 333-й орвб 108-й дивизии потерял 16 человек убитыми, из которых только один погиб при обстреле пункта постоянной дислокации. Все остальные 15 человек погибли при сопровождении колонн.
Причём в одном из боевых выходов погиб сам командир 333-го рембата - он стал первой безвозвратной потерей батальона.
А через четыре года в том же 333-м рембате опять погиб комбат.
Всего за годы войны из личного состава орвб дивизий и орвб армейского подчинения по разным причинам погибли 93 человека. Это без учёта погибших в ремонтных ротах полков и бригад, которые также постоянно участвовали в техническом замыкании колонн.
"Трубачи" и "комендачи"
Так получилось что в Афганистане, на главной "дороге жизни" (Кабул-Хайратон) практически на одних и тех же участках выполняли разные задачи военнослужащие 276-й трубопроводной бригады и военнослужащие 278-й дорожно-комендантской бригады. Поэтому и удельные потери у них оказались одинаковыми.
"Трубачи" следили за исправностью магистральных трубопроводов по которым перекачивался из СССР бензин, керосин и дизельное топливо.
"Комендачи" следили за движением по дороге и за состоянием дороги. Один из трёх батальонов 278-й бригады имел дорожно-строительную технику (грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, автокраны и т.д.) - и занимался ремонтом дорог.
Моджахеды занимались систематическим подрывом трубопроводов с горючим - "трубачи" выезжали на место подрыва и часто под огнём противника восстанавливали повреждённые участки.
Также "трубачам" приходилось выезжать на многочисленные случаи воровства топлива из трубопровода. Происходило это довольно часто и весьма примитивно - местные жители подходили к нитке трубопровода с ослами несущими на себе большие фляги и простреливали трубу из автомата или винтовки, а после собирали во фляги вытекающую под напором струю горючего. Трубачи на ближайшей насосной станции увидев на приборах падение давления - выезжали заменять пробитую трубу.
И "комендачи" и "трубачи" несли потери от нападения противника как при обстреле при движении в колонне, так и при нападении на свои патрули и мобильные ремонтные группы.
Разумеется "комендачи" и "трубачи" не были предоставлены самим себе. Вся "дорога жизни" Кабул-Хайратон по мере возможности охранялась сторожевыми заставами. Севернее тоннеля Саланг - подразделениями 201-й дивизии. Южнее тоннеля - подразделениями 108-й дивизии. Мотострелки помогали комендачам и трубачам отражать нападения противников. Но иногда они не успевали.
За всё время нахождения в Афганистане 276-й трубопроводной бригады, её удельные потери составили 13 человек в год на 1 000 человек личного состава (общие потери - 90 человек), а в 278-й дорожно-комендантской бригаде этот показатель составил 11 человек (общие потери - 81 человек).
Но даже при этом - удельные потери этих, на первый взгляд тыловых ("обозных") бригад - идут на уровне удельных потерь мотострелковых полков 5-й мотострелковой дивизии, постоянно ходивших в рейды и операции.
Справедливости ради отметим что 276-я бригада не была единственным формированием трубопроводных войск в 40-й Армии. На западном направлении от Кушки и до Шинданда был возведён магистральный трубопровод который обслуживал 1461-й отдельный трубопроводный батальон. В нём за все годы погибло 7 человек. Это направление не было таким ожесточённым - как восточное.
Военные строители
Малоизвестный факт - в Афганистане служили военные строители, которые строили военные городки и тыловые объекты 40-й Армии и возводили дороги и мосты.
Было создано целое соединение уровня отдельной бригады, под названием 342-е Управление Инженерных Работ (342-е УИР), в которое одно время входило до 9 отдельных строительных батальонов ("стройбат") различной специализации и 2 отдельные строительные роты. Также отдельно существовала 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (после стала 58-й автомобильной бригадой) - которая кроме дорог и мостов также занималась возведением других объектов.
Разница между дорожниками-строителями ("дорожники") и военными строителями ("стройбат") - условная. По большому счёту и те и другие - являются универсальными военными строителями.
Всего погибло 63 военных строителя из 342-го УИР.
Как стройбатовцы теряли людей, если не участвовали в боевых действиях?
По разному. Вот причины гибели военных строителей из 342-го УИР:
* в бою при обстреле колонны или пункта дислокации - 10;
* нарушение техники безопасности, несчастные случаи и ДТП - 12;
* задохнулись угарными газами (в тоннеле Саланг) - 3;
* неосторожное обращение с боеприпасами - 2;
* при подрыве автотранспорта на мине - 6;
* без вести пропавшие - 7;
* умерли по болезни и другим неуказанным причинам - 23.
Радиотехнические войска
К таковым в 40-й Армии можно отнести две части.
Это 254-й радиотехнический полк Особого назначения подчинявшийся Начальнику разведки 40-й Армии и 1996-й отдельный радиотехнический батальон ПВО подчинявшийся Начальнику ПВО 40-й Армии.
За всё время в 254-м полку ОсНаза погибли 3 человека.
В 1996-м батальоне, который отдельными ротами был распределён по аэродромам по всему Афганистану - погибло 14 человек. Причины разные - обстрел противником, неосторожное обращение с оружием и боеприпасами и один случай суицида.
----------------------
* 1-я часть
* 2-я часть
* 3-я часть
* 5-я часть (последняя)