Найти тему

Время в музыкальном аспекте.

На первой ступени своего развития люди отмечали, что есть восход-закат, времена года. У аборигенов Южной Америке до сих пор нет понятия времени. Они не отягощают себя его измерением, а следуют естественному ходу вещей. Есть завтра и вчера, а то, что выходит за эти рамки, носит понятие давно или скоро.

Древние вавилоняне делили сутки так: день на 12 частей и ночь на 12 частей. Так же сутки делились на минуты и секунды. Но для более тонких определений времени использовались такие понятия, как доли секунд – хилакимы и мгновения. Мгновения в 22, 8 раза меньше секунды. За столь малые промежутки времени ничего не происходит, но глаз все же воспринимает информацию. Звук за этот промежуток воспринимается как музыкальный тон. Древние майя обожествляли время. Каждая возводимая ими постройка была приурочена к конкретной дате.

Около 200 года до нашей эры египетские жрецы пользовались такой же системой подсчета времени, как вавилоняне. Только день у них делился на 10 частей, 2 - сумерки и 12 – длилась ночь. Такая же система была и у древних греков.

Вопрос о времени всегда был очень сложным, это понятие сложно не только для гуманитарных, но и для точных наук. Но мы обратимся только к той его части, которая соприкасается с музыкой, а именно, с ее ритмической составляющей.

Итак, обратимся к классической физике. В классической физике, время — непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. В качестве основы измерения просто берётся некая последовательность событий, про которую, считается верным, что она происходит через равные промежутки времени, то есть периодична. Именно на этом принципе и основаны часы. Пока единицей времени в одну секунду принято считать чуть более 9 миллиардов колебаний атома цезия. Но никто так до сих пор и не дал однозначного и точного ответа, что же такое время. Одна секунда – это слово. Одна секунда – это шаг. Эйнштейн на заданный вопрос, что такое время ответил просто: «это то, что показывают часы». Отсюда следует, что само время нельзя пощупать, измерить, непосредственно ощутить. Но можно четко зафиксировать, что одно событие происходит позже другого, или раньше. Например, при разбитии посуды мы осознаем, что до момента события посуда была целой.

А то время, которое протекло между выскальзыванием посуды из рук и ее разбитием измеряется более мелкими равноудаленными друг от друга событиями, ударами стрелки часов. То есть удары стрелки часов это «событийная сетка», или временная, с равным временным шагом между узлами «сетки». Звук – это тоже событие во времени. В рабочем диапазоне работы органов слуха можно точно ощутить и определить наличие того или иного звучания, начало и конец звучания, продолжительность звучания, изменение тембральных характеристик звучания, наложения и сложность звучания. Все это события, происходящие во времени, поэтому справедливо оценивать их относительно постоянной – временной сеткой.

Музыка неразрывно связана с понятием времени, фактически музыка есть искусство времени, и музыкальная форма есть, прежде всего, временная форма. Музыкальное время также как и физическое время, мы можем оценить на основании череды событий, музыкальных событий, то есть череды последовательных звуковых явлений. Для описания этих звуковых явлений были введены определенные принципы и обозначения, которые связывают физическое время и музыкальное. Главной характеристикой звука в данном ключе является его длительность. Длительность в музыке — продолжительность звукового события, то есть звука или паузы (отсутствия звучания).

Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.) и связана с показателем количества ударов в минуту. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре. Таким образом музыкальное время это логически выстроенная система длительностей, их преобразований и соотношений. Музыкальная идея, музыкальное произведение описывается на основании этих принципов, то есть музыкальное произведение представляет собой обусловленную последовательность длительностей звучания и незвучания музыкальных звуков. Вся последовательность этих музыкальных событий разбивается на такты, такт – это смысловое квантование музыкальной идеи, то есть выделение повторяющейся логической формы. Далее определяется размерность такта, то есть его количественная характеристика, указывающая число долей в такте. В классической 5-линейной нотации обозначается в виде дроби (но без чёрточки-разделителя). Размер нотируется в начале первой нотной системы, после ключа и ключевых знаков (при их наличии). Выставляется на каждом нотоносце системы отдельно, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера. Числитель этой дроби показывает число основных долей в такте, а знаменатель — их относительную длительность. Далее длительности делятся в соответствии с бинарным принципом.

В классической (пятилинейной тактовой) нотации основным является бинарное деление длительностей — любой последующий уровень ритмического деления устанавливает деление предыдущей по уровню (более крупной) длительности на две части: целая дробится на две половинные, половинная на две четвертные, четвертная на две восьмые и так далее. Трёхдольные длительности обозначаются как альтерированные двухдольные (с помощью точки).

Бинарное ритмическое деление известно с конца XIII века, однако нормативным оно стало лишь к XVII веку, когда в музыке окончательно сформировались квалитативная (акцентная) метрика и такт. Исторически первые системы ритмического деления (в многоголосии Ars antiqua XII — XIII веков) были исключительно тернарными.

Таким образом, время это больше не материя а концепция наблюдений событий, из этих наблюдений выстраиваются принципы взаимодействия с этими событиями и соотношениями длительностей этих событий.