Коянискаци
Поразительный документальный фильм американского режиссера Годфри Реджио о природе и технике, и о месте человека между ними. Выдающимся достижением фильма и его создателя является тот факт, что за какие-то 1 час и 27 минут Реджио рассказывает историю человечества при абсолютной бессловесности, но при полной ясности главной идеи: человек – великий созидатель, но и не менее великий разрушитель.
Сильной сторонами фильма являются операторская работа Рона Фрике и саундтрек Филипа Гласса, который выступает эмоциональным регулятором повествования.
Париж, Техас
Фильм немецкого многостаночника Вима Вендерса, завоевавший аж 3 приза (включая главный) на Каннском кинофестивале в 1984-м году.
Это история запутавшегося в своих чувствах человека, который когда-то бросил юную жену с младенцем, а спустя годы решил хоть как-то исправить ситуацию или по крайнему мере объяснится. Для этого он отправляется в путешествие на поиски семьи.
Фильм представляет собой медитативное роуд-муви с живописными видами юга США, а конкретно Техаса. Пустыня и мегаполис, узкие дороги и шоссейные развилки, аэропорт и бордель. Большой путь для того, чтобы прийти к примирению.
Вендерс как режиссер сильно повлиял на Джима Джармуша (подробнее здесь) и Аки Каурисмяки (подробнее здесь) .
Поля смерти
Историческая драма о временах гражданской войны в Камбоджи. Фильм рассказывает историю спасающихся бегством от наступления армии красных кхмеров иностранных журналистов. Частично основан на реальных событиях.
По большому счету это стандартный фильм на тему "отважный западный журналист в одного или с другом-переводчиком из местных попадает в непонятное во время революции/государственного переворота/гражданской войны в стране Третьего мира". В то же десятилетие были сняты как минимум еще два фильма на эту тему – "Год опасный для жизни" Питера Уира (подробнее здесь) и "Сальвадор" Оливера Стоуна.
Из всех трех вышеназванных славу снискал именно "Поля смерти" – 3 Оскара и 8 статуэток BAFTA. Хотя лично мне больше понравилась лента Стоуна, которая почему-то довольствовалась только двумя номинациями.
К сожалению, из фильма невозможно понять, откуда взялись красные кхмеры и что они вообще хотели. Если всех убить, то зачем? Если не всех, то почему? Неначитанный зритель может понять лишь то, что это абсолютное зло. А если полезет в Википедию, то обнаружит, что они были коммунистами. Это не так, подробнее о режиме Пол Пота можете почитать вот здесь:
https://vestnikburi.com/pol-pot-krestyanskij-korol/
https://vestnikburi.com/pol-pot-krestyanskij-korol-part-2/
Поездка в Индию
Последнее экзотическое полотно признанного британского мастера, дважды лауреата Оскара Дэвида Лина – режиссера классических "Лоуренса Аравийского" и "Моста через реку Квай".
В этот раз Лин решил экранизировать роман английского писателя Эдварда Форстера о поездке британских аристократок к родственнику, который служит в оккупационной колониальной администрации.
Там они знакомятся с интеллигентным и влюбленным во все британское доктором, который предлагает им посетить древние пещеры. Вояж оборачивается трагедией для доктора – его обвинят в попытке изнасилования. После чего фильм переходит в жанр судебная драма.
Как обычно у Лина фильм прекрасен операторской работой и постановкой кадра:
Но помимо внешних красот фильм важен социально-политическим посланием. Он хорошо демонстрирует внутреннюю логику расизма и последствия шовинистических стереотипов. А на примере дуги характера доктора, который будучи по началу наивным идеалистом с сознанием покорного лакея через личную драму обзаводится национальной гордостью, можно понять, почему во второй половине 20 века прокатится волна национально-освободительных войн по миру.
Итого 11 (!) номинаций на Оскар. Правда, победными оказались только 2.
Север
Пронзительная и сермяжная драма о жизни гастарбайтеров, которые вынуждены покинуть родную Гватемалу и уехать жить в США, чтобы влачить там жалкое существование. Но лучше так, чем быть с отрубленной головой дома.
Фильм прекрасно отображает драму Южной Америки. Некогда завоёванная испанцами и португальцами, искусственно поделенная на государства, густо намешанная из коренных, пришлых и метисов, ограбленная она вошла в 20-й век, чтоб оказаться полем для экспериментов США.
Чтобы не допустить к власти прихода левых сил правительство США десятилетиями устраивало там перевороты и контрреволюции, спонсировало самых отбитых ультраправых, засылала для обучения эскадронов смерти нацистов, вывезенных из побежденной Германии. Американские чиновники прямо или косвенно были причастны к ликвидации многих ярких фигур из латиноамериканской оппозиции. Все это для того, чтобы и дальше выкачивать ресурсы и держать там максимально дешевую рабочую силу.
Какой выбор при таком раскладе у местных жителей? Либо остаться и жить в постоянном страхе, что завтра придут за тобой, либо сопротивляться и с еще большей вероятностью погибнуть, либо эмигрировать и жить бесправным батраком в Цитадели Равенства и Благополучия. Последний вариант выбирают герои этого замечательного фильма.
По мере продвижения сюжета зритель может насладиться всеми прелестями жизни невидимого человека. К сожалению, за долгие постсоветские годы и в нашей многонациональной стране у большого числа людей сложилось мнение, что именно так и должны жить некоторые народы, потому что они от природы тупые/ленивые/ни на что не годны (нужное подчеркнуть). Подобные настроения грамотно использует правящий класс для натравливания одной части бесправных на другую, чтобы в процессе увлеченной резни и травли друг друга борцуны забыли, кто их истинный враг – кто настоящий дармоед и паразит.
Людям, придерживающимся подобных зверинно-ксенофобских взглядов, рекомендую вот такую полезную книгу.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы