Найти в Дзене
Канал Мемориал

Памятник Анне Ахматовой на Большой Ордынке

23 июня 1889 годилась Анна Ахматова. Главное место в Москве, связанное с именем Ахматовой, связано не только с ней, но и с советским террором: квартира драматурга Виктора Ардова и его жены Нины Ольшевской по Большой Ордынке, 17, в которой она часто гостила, находилась в доме, где в 1920-е годы был организован Ордынский концлагерь (в нем содержались "квалифицированные заключенные и ученики по признакам хозяйствующих там мастерских", а также военнопленные поляки и латыши). Впрочем и вся жизнь Ахматовой оказалась связана с советским террором. Сейчас на доме по адресу Большая Ордынка, 17с.1 висит мемориальная доска, а во дворе установлен небольшой памятник Ахматовой, выполненный по рисунку Модильяни. Из воспоминаний Ариадны Эфрон: "Комнатка, которую она занимала у Ардовых, так мала, что напоминает каюту, но высокая и с большим окном, там тахта, маленький круглый столик, два стула, полочка; более двух человек там находиться одновременно не могут. А. А. зажгла свет, стало уютно, сели мы за к

23 июня 1889 годилась Анна Ахматова.

Анна Ахматова. Источник фото: nashagazeta.ch
Анна Ахматова. Источник фото: nashagazeta.ch

Главное место в Москве, связанное с именем Ахматовой, связано не только с ней, но и с советским террором: квартира драматурга Виктора Ардова и его жены Нины Ольшевской по Большой Ордынке, 17, в которой она часто гостила, находилась в доме, где в 1920-е годы был организован Ордынский концлагерь (в нем содержались "квалифицированные заключенные и ученики по признакам хозяйствующих там мастерских", а также военнопленные поляки и латыши). Впрочем и вся жизнь Ахматовой оказалась связана с советским террором.

Сейчас на доме по адресу Большая Ордынка, 17с.1 висит мемориальная доска, а во дворе установлен небольшой памятник Ахматовой, выполненный по рисунку Модильяни.

Из воспоминаний Ариадны Эфрон:

"Комнатка, которую она занимала у Ардовых, так мала, что напоминает каюту, но высокая и с большим окном, там тахта, маленький круглый столик, два стула, полочка; более двух человек там находиться одновременно не могут. А. А. зажгла свет, стало уютно, сели мы за круглый столик, она так и осталась в ночной рубашке-хламиде, спокойная, равнодушная и величавая".
Анна Ахматова в гостях у Виктора Ардова. Москва, 1949 год. Фото: Евгений Халдей, russiainphoto.ru
Анна Ахматова в гостях у Виктора Ардова. Москва, 1949 год. Фото: Евгений Халдей, russiainphoto.ru

Во дворе этого дома также есть граффити, посвященное Анне Ахматовой:

Фото: leonovvaleri.livejournal.com
Фото: leonovvaleri.livejournal.com

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

"Реквием", Вступление