Найти в Дзене
Sunny Blues

«DEEP PURPLE Mk II»: возвращение 1984 года

Оглавление

В 1984 году легендарный состав Deep Purple Mk II вернулся с новым альбомом Perfect Strangers.

DP
DP

Это первый студийный альбом Deep Purple за девять лет и первый в составе Mk II за 11 лет. Полностью ли он оправдал все ожидания? И да, и нет. Один из позитивных моментов: "пурпурное" воссоединение-84 не вызвало немедленных ссор внутри коллектива, которых можно было бы ожидать! Учитывая недавнее окончание панк-эпохи, появление NWOBHM (новой волны британского хэви- метал) и интенсивно-агрессивного треш-метала (только что вышел Ride The Lightning группы Metallica), Perfect Strangers были приняты тепло, но не восторженно.

Гвоздем альбома явилась заглавная песня, в которой Ричи Блэкмор показал, что он может легко перекрыть все то, что Джимми Пейдж до сих пор делал с восточными гаммами.

Интересна структура песни: Ричи отказался от заманчивой идеи сделать развёрнутое соло на восточную тематику (как он поступил, например, в Stargeizer или в Gates of Babylon), предоставив Джону Лорду на заднем плане поимпровизировать "восток" на синтезаторе на фоне превалирующего гитарного риффа. Тем не менее, он вовсе не отдыхает в течение песни, и вам придётся придется внимательно вслушиваться, чтобы заметить, как он плетет хитроумные гитарные фразы и загружает рычаг на стратокастере - видимо, до самого упора (дальше начинается корпус гитары).

Что касается релиза в целом - это очень солидный, последовательный альбом, но может быть, без той искры гениальности, которая присутствовала в In Rock и Machine Head. Тем не менее, Purple - потрясающая концертная группа, что они и показали на незабываемом (хотя и залитом дождем) выступлении на Knebworth Fest в следующем году.

Мнения музыкальной критики сразу после выхода альбома были неоднозначны:

Журнал Rolling Stone:

"В конце концов, хватит нам устраивать саундчек, где песни то?" Взять вместо Гловера стороннего продюсера, который заставил бы группу ужесточить, с учётом музыкального климата, свои пассажи и аранжировки. И опять же, было ли у Deep Purple когда-нибудь более одного-двух действительно хороших, лаконичных треков на альбоме? Может, они просто делают такие записи, которые они всегда делали, то единственное, что они действительно умеют делать".

Видимо, критик из Rolling Stone ну очень не приемлет импровизацию как таковую, называя свободное творчество великих музыкантов саундчеком и хочет всё загнать во временные рамки, что, собственно, и произошло с роком после 70-х: как справедливо утверждал Джон Лорд, в 70-е каждая группа звучала по-своему, узнаваемо, а начиная с 80-х критики ввели термины: "музыка 80-х", музыка 90-х" и так далее, и все исполнители стали обязаны соответствовать этим критериям.

Журнал Sputnik Music:

"То, что мы слышим здесь, - это группа, которая после воссоединения представляет нам ностальгический материал, который не только не копирует их ранние записи 70-х, а демонстрирует новые идеи и новые стороны их творчества. Perfect Strangers - это определенно не только коммерческий ход, сделанный для оплаты счетов, но и пример одного из лучших альбомов воссоединения в истории рок-музыки".

Немного осторожно, но справедливо, камбек получился потрясающий!

Журнал AllMusic:

"Это один из лучших примеров реюнион-альбомов. Knocking at Your Back Door открывает действо мощным рёвом. Лирика Иэна Гиллана довольно-таки бессмысленна, но гитарные риффы Ричи Блэкмора и громоподобные барабаны Иэна Пейса тащат эту песню так же, как и остальной альбом".

Может, и не так уж бессмысленна - есть различные версии о подтексте лирики.

Но вернёмся на восемь лет назад. Если что-то хорошее и получилось из постепенного роспуска группы вплоть до полного закрытия предприятия под названием Deep Purple в 1976 году, так это то, что мы реально получили три великих группы, причем ещё и в разных инкарнациях: Gillan, Rainbow и Whitesnake.

Разбираясь в предпосылках реформации, не будем забывать, что речь никогда не шла о привязанности Гиллана и Блэкмора, их взаимное неприятие всем известно и никогда не скрывалось. Но Ричи постепенно зашёл в некий тупик с Rainbow - и в коммерческий, и отчасти - в творческий, нужна была более мощная свежая струя, чем просто ежегодная перетасовка состава группы, и взяв с собой Гловера, а руководство на себя, Блэкмор заключил сделку с остальными участниками Mk II.

Иэн Гиллан, видимо, отчаянно нуждался тогда в воссоединении. Его проекты Ian Gillan Band и Gillan, с восторгом воспринимаемые сейчас многими любителями классического рока, на тот момент не имели положительных отзывов и, соответственно, должных финансовых вливаний, а его неожиданный (как он утверждает, и для него самого тоже) флирт с Sabbath продержался на плаву лишь год.

Дэвид Ковердейл, начинавший с Whitesnake как с блюзовой группой, несмотря на удачи релизов 80 и 81 годов, возможно, видел уже в перспективе совсем другое, и расставшись с Пейсом, а вскоре после этого и с Лордом, двигался в сторону омоложения коллектива и, нравится нам это или нет, но мы теперь знаем к чему это привело через три года, когда очередной альбом стал бестселлером.

Таким образом, мы имеем во многом воссоединение обстоятельств, а не творческое побуждение, каковое, тем не менее, привело к появлению отличного студийного альбома, не менее классного концертника следующего года и к дальнейшему развитию событий, которые называются Deep Purple, и которые регулярно, вплоть до нынешнего времени, приносят нам всё новые и новые музыкальные открытия.

Perfect Strangers стал очередной ступенью в становлении Гловера как продюсера. "Потренировавшийся" на Rainbow и на менее значимых музыкальных проектах, Роджер здесь должен был максимально проявить своё умение. Он сделал это и добавил большую ложку индивидуальности. Гловер очень искусен в мелочах и очень близок к композиции, в отличие от таких столпов продюрования того времени, как Мартин Берч или Боб Эзрин. И альбом зазвучал именно по-гловеровски, его почерк сложился.

Интересно, что при этом альбом в некотором смысле не звучит как единое целое. В нем постоянно чувствуется напряжение, возникающее от столкновения рок-парня Гиллана и более серьезного мировоззрения Блэкмора, и только проникающие повсюду классические звуки органа Джона Лорда и его виртуозность объединяют между собой эти две великие противоположности.

Подписываемся на канал Sunny Blues и нетерпеливо ждём продолжения истории величайшего камбэка 80-х!

Подписаться!

Читать также:

  • «PINK FLOYD»: новый концертный фильм Роджера Уотерса
  • Нуно Беттанкур и Стив Вай поздравили Брайана Мэя со званием величайшего рок-гитариста
  • Грэм Боннет: новая песня и видео с «ALCATRAZZ»
  • «THE BEATLES»: история песни 'Revolution'
  • «DEEP PURPLE»: Ричи Блэкмор вспоминает 1968 год
  • «DEEP PURPLE»: Иэн Пэйс: "Почему я не играю с двумя бас-барабанами?"