Игровой процесс:
The Last of Us Part II представляет собой приключенческий боевик с элементами survival horror и стелс-экшена от третьего лица. Действие игры происходит в постапокалиптическом мире через двадцать пять лет после вспышки кордицепсной церебральной инфекции.
The Last of Us Part II сфокусирована на элементах стелса и выживания. По подтверждению разработчиков, в игре сыграет большую роль напряжённость, интерактивность и реализм. Так например ключом к выживанию главной героини игры Элли стала её способность ловко передвигаться, благодаря новой механике передвижения и стелса, которая стала важной частью боевой системы — преимущество даёт возможность просачиваться в узкие проёмы, забираться под машины, взаимодействовать с окружающей средой и скрываться в траве, но при этом растительность не гарантирует остаться незамеченными, всё зависит от высоты травы и её плотности, а также на скрытность влияет освещение. Чтобы бои казались реалистичнее и напряжённее, был улучшен искусственный интеллект противников. Они будут переговариваться друг с другом при помощи свиста и сленга, сообщая местоположение игрока и называя друг друга по имени, данное изменение увеличило динамику боевой системы и стелса. Также они используют окружающую среду, взаимодействуют с объектами и спокойно передвигаются по всей локации, а не в рамках определённого участка как это было в предыдущей части.
Одной из ключевых особенностей в игре также является предоставление игрокам множества вариантов боя. Конфронтация — не единственный способ пройти игру, у игроков также будет возможность отступить, побег станет одним из самых разумных выходов, нежели сражение, при этом в каждом уровне будут специальные места для отступления. По заявлению разработчиков в игре отсутствуют безопасные места. Таким образом, на протяжении всего прохождения, игроки не смогут чувствовать себя в полной безопасности и знать где именно их подстерегает угроза. В свою очередь в игре была доработана и расширена система крафтинга, был добавлен новый тип оружия, такой как разрывные стрелы. Также разработчики улучшили визуальную составляющую игры, особенно благодаря новым достижениям в сфере захвата движений, анимации лиц стали более детализированными, а внутренние отражения в глазах — реалистичнее. В процессе геймплея также можно будет рассмотреть эмоциональное и физическое состояние Элли. Локации в игре значительно расширились и рассчитаны на вертикальный геймплей, а сражения в ближнем бою стали намного интенсивнее — у игрока теперь есть больше выбора в подходе к изучению «беспрецедентно реалистичного» мира, а также при подготовке к столкновению с противниками. Стелс-механика и стратегическая составляющая также были улучшены.
По словам разработчиков, в The Last of Us Part II был масштабно переработан собственный движок, разработав совершенно новые геймплейные элементы: боевая механика и анимация создана с нуля, а стелс теперь работает на основе «аналоговой» системы, подготовлена абсолютно новая боевая система. Уникальное преимущество боевой системы в игре заключается в широкой вариативности и возможности просчитывать разнообразные действия, открывающиеся в зависимости от конкретной ситуации. Окружающий мир при этом стал более обширным, реалистичным и обогащённым различными деталями. Разработчики отмечают убедительный реализм, вертикальность и свободу пространства. В игровом процессе, противники стали ещё более опасны, они реагируют на происходящие вокруг события, переговариваются и всячески обмениваются информацией. В игре также появятся новые виды заражённых, они представляют опасность не только для Элли, но и для её противников, а борьба будет идти на два фронта — как против заражённых, так и против людей.
По сравнению с оригинальной игрой, в The Last of Us Part II появились специальные кнопки для уклонения и прыжка, которые дают преимущество в случае отступления и в схватке в ближнем бою. Это позволит Элли разнообразить своё прохождение по локациям, которые стали более вертикальными. Игроку также придётся быть предельно осторожней со здоровьем; если в Элли попадёт стрела, то она останется в теле до того момента, когда удастся её вынуть, при этом, если всё же стрела останется, то здоровье будет стремительно ухудшаться.
Сюжет:
Спустя пять лет после событий The Last of Us Джоэл (Трой Бейкер) и Элли (Эшли Джонсон) живут в поселении Томми, располагающемся на территории бывшего города Джексон (Вайоминг). Элли уже 19 лет, в поселении у неё есть друзья Джесси и Дина (с которой у Элли близкие отношения). Зимой, во время одного из патрулей пропадают Джоэл и Томми, и Элли и Дина отправляются на их поиски.
Тем временем Джоэл и Томми встречают Эбби (Лора Бэйли), лидера небольшой группы бойцов, входящих в состав Фронта освобождения Вашингтона и являющейся дочерью одного из учёных «Цикад», убитых Джоэлом. Она до смерти избивает Джоэла, но при этом щадит Элли, которая клянётся отомстить за его смерть.
Весной Томми уходит в Сиэтл, где находится база ФОВ. Элли и Дина идут за ним. Наткнувшись на группу заражённых, они прячутся, где Элли признаётся, что обладает иммунитетом к инфекции. В ответ Дина признаётся, что беременна. На следующий день Дина сильно ослабла, и Элли идёт на поиски Томми одна. Выслеживая члена группы Эбби Нору, Элли встречает религиозных фанатиков группировки «Шрамы», ведущих войну с ФОВ за контроль над Сиэтлом. Найдя Нору, Элли выбивает у неё информацию об Эбби, а также узнаёт, что Нора — бывший член «Цикад». Элли вспоминает, как двумя годами ранее она исследовала госпиталь, из которого её забрал Джоэл, и узнала о его лжи о том, что «Цикады» не смогли найти вакцину.
На следующий день Элли в поисках Эбби натыкается на членов её группы — Оуэна и Мел, которую она вынуждена убить. К своему ужасу, Элли узнаёт, что Мел была беременна. После встречи с Диной, Джесси и Томми, они решают вернуться в Джексон, но попадают в засаду Эбби, которая убивает Джесси и берёт Томми в заложники. Она объясняет, почему убила Джоэла, вспоминая события предыдущих трёх дней.
Три дня назад Оуэн, наблюдавший за действиями «Шрамов», пропадает без вести. Лидер ФОВ Айзек, требуя от Эбби держать это в секрете, рассказывает, что по некоторым данным разведки, Оуэн мог переметнуться к «Шрамам», что может навредить планам ФОВ по штурму поселения «Шрамов» и их уничтожению. В тайне от всех Эбби решает разыскать Оуэна. Она встречает двух представителей «Шрамов» — Яру и Лева. В конце концов, она находит Оуэна. Тот разочарован в войне между ФОВ и «Шрамами» и хочет отплыть на яхте в Санта-Барбару, где предположительно должны находиться «Цикады».
Тем временем Яра ломает руку, и Эбби передаёт её на попечение Оуэну и Мел, а сама отправляется вместе с Левом в госпиталь ФОВ за припасами. Лев сбегает, чтобы увидеться со своей матерью, и Эбби с Ярой (которой пришлось ампутировать руку) идут за ним. Они находят Лева в тот момент, когда ему приходится убить свою мать, напавшую в фанатичной ярости на него. В этот момент начинается штурм поселения «Шрамов» силами ФОВ. Яра жертвует собой, позволяя Эбби и Леву бежать. Вернувшись назад, они находят Оуэна и Мел мёртвыми и карту, на которой отмечено убежище Элли.
В настоящее время, Эбби стреляет в Томми и в рукопашной драке побеждает Элли и Дину, но щадит их, поняв, что Дина беременна. Она отпускает их, наказывая покинуть Сиэтл.
Спустя несколько месяцев Элли и Дина живут на уединённой ферме, воспитывая родившегося ребёнка Дины. К ним приходит Томми с информацией, что Эбби находится в Санта-Барбаре. Элли оставляет ферму, чтобы вновь сразиться с Эбби. Тем временем, Эбби и Лев прибывают в Санта-Барбару и выходят на «Цикад». Им предстоит попасть на остров Каталина, но их ловит банда разбойников. Прибывшая Элли убивает их и спасает Эбби и Лева, но не может исполнить свою месть. Она отпускает их и возвращается на ферму, однако она пуста: нет ни Дины, ни ребёнка. Вспоминая обещания простить Джоэла, она покидает ферму.