Уже давно существует поговорка «Сколько людей – столько и мнений», и компьютерные игры – не исключение. Кому-то по душе шутеры с запредельным уровнем крови, насилия и тоннами стреляных гильз, кто-то в восторге от детективных квестов. Немало существует и тех людей, которые по складу ума и характера являются стратегами, и компьютерная индустрия предложила им целый жанр – глобальные стратегии. Что это? В чем особенности жанра?
📌Прежде чем углубиться в историю жанра, надо разобраться с определением, связанным с ним.
Начать стоит с того, что единого определения не существует. Лишь в русско-говорящем мире есть негласная категория «Глобальные стратегии».
Глобальной стратегией называют тот класс стратегических игр, где игрок – участник исторического периода и лидер собственной фракции. Одна из особенностей жанра – учет экономических, военных, культурно-социальных и политических составляющих.
В англоязычном мире нет такого определения, жанр был выделен отечественными специалистами. В англоязычном мире глобальные стратегии разделяют по двум другим жанрам – 4X («изучение», «расширение», «эксплуатация» и «уничтожение») и grand strategy (сфокусированные на отдельном событии или стиле игры, например, «Europa Universalis»).
Характерными признаками жанра глобальной стратегии являются:
✔️ Вовлечение игрока в определенный исторический период.
✔️ Строгое следование событий хронологии.
✔️ Максимально возможное количество атрибутов эпохи (персонажи, события, действия и так далее).
✔️ Основа для сюжета – реальный исторический ландшафт.
⚔️ Особенность жанра и его внутреннее разделение.
Почти все глобальные стратегии обладают достаточно большим игровым миром, это может быть крупный регион, или и вовсе целый мир. Несмотря на это, игровая механика от игры к игре часто кардинально различается.
Одни игры придерживаются пошаговой механики («Civilization», «Master of Orion»), действие других игр происходит в реальном времени («Victoria an Empire Under the Sun»), существует и третий тип – сочетающий в себе обе механики (серия игр «Total War»). Тем не менее, эти игры объединяет одна особенность: чтобы одержать победу нужна не только скорость и реакция, но и стратегическое мышление вкупе с терпением.
🎈 Рождение и развитие жанра
Первой глобальной стратегией в классическом понимании считается «Civilization». Но, тем не менее, характерные особенности жанра встречаются и в более ранних компьютерных играх, например, «Stellar Crusade» и «Imperium».
Только в начале века, после выхода многих других игр с отличной от «Civilization» механикой, начал оформляться сам жанр. Так, уже в начале 1990-х появилась первая игра из серии «Master of Orion», где сюжет разворачивался в космическом пространстве. Именно в этой игре появились возможности по созданию рас и выстраиванию взаимоотношений между ними, сборке кораблей из составных частей, и так далее. После выхода этой игры космическая тема вышла на новый уровень, о чем говорит релиз «Galactic Civilizations» и «Distant Worlds».
⭐️ Плоды одного дерева, но с разным вкусом
Сегодня игроков в стратегические игры можно разделить на две группы: кто-то предпочитает глобальные стратегии, а кому-то они вовсе не нравятся и наоборот. Так и получилось разделение на поджанры.