По мнению экспертов Общенационального союза некоммерческих организаций, для сохранения социальной инфраструктуры на территориях некоммерческим организациям необходимо оказать следующие меры поддержки в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Предлагаемые меры разбиты на четыре блока и представляют своего рода инвестиции государства в некоммерческий сектор, окупаемые в среднесрочном горизонте.
1. Блок «Имущественная поддержка»
1.1. Организовать выделение помещений для НКО в формате государственно-частного партнерства.
Рекомендуется предусмотреть порядок получения помещений в заявительном порядке с последующим заключением контракта государственно-частного партнерства, существенным условием которого будет: со стороны НКО – осуществление уставной общественно полезной деятельности; со стороны государства – предоставление помещения на следующих условиях (пример): первый год – арендная плата не взимается, со второго по пятый год – арендная плата плавно возрастает до рыночной, с 5-го года платежи осуществляются на рыночных условиях.
Некоммерческие организации, осуществляющие социально полезную деятельность (вне зависимости от характеристик организаций) смогут претендовать на имущественную поддержку от государства, учитывать это в экономических моделях своей деятельности.
Государство в среднесрочной перспективе получает арендаторов из числа НКО, занимающихся социально полезной деятельностью на территориях.
Условием выделения помещений по такой схеме (наряду с ведением социально полезной деятельности в соответствии с Уставом организации) может стать наличие экономической модели – бизнес-плана, описывающего финансовые потоки организации и учитывающего прогрессирующую арендную ставку со второго года аренды.
Предполагается, что таким форматом имущественной поддержки от государства некоммерческая организация сможет воспользоваться только единожды в истории своей деятельности.
1.2. Инициировать выделение помещений на льготной основе для создания в субъектах РФ «Инкубаторов социальных услуг», в которых будут размещаться на безвозмездной основе его резиденты – внебюджетные поставщики социальных услуг.
Создание в регионах «Инкубаторов социальных услуг» позволит вывести социальную инфраструктуру территорий на совершенно новый уровень, преодолеть ряд объективных препятствий по развитию рынка социальных услуг.
Пример «Инкубатора социальных услуг»: social.rosnko.ru
Помещения для создания «Инкубаторов социальных услуг» в субъектах РФ рекомендуется выделять по результатам анализа предложений от региональных представительств Общенационального союза некоммерческих организаций, а также НКО, реализующих системные проекты в сфере развития рынка социальных услуг.
Логика расчета предоставляемой площади для «Инкубаторов социальных услуг» должна зависеть от количества внебюджетных поставщиков, оказывающих социальные услуги в регионе, а также от количества жителей территорий.
Предполагается, что подобные «Инкубаторы социальных услуг» станут единой точкой входа для получения гражданами инновационных социальных услуг от резидентов созданных инкубаторов (по принципу работы МФЦ).
Такая мера позволит повысить конкуренцию на рынке оказания социальных услуг, что, в свою очередь, сократит их стоимость для государства или конечного получателя.
2. Блок «Целевые субсидии»
2.1. Рекомендуется предусмотреть выделение целевых субсидий на компенсацию затрат некоммерческих организаций по следующим направлениям:
― Оказание социальных услуг в период пандемии на безвозмездной или льготной основе
― Адаптация деятельности некоммерческих организаций к новым условиям, вызванным пандемией коронавируса (включая внедрение информационных технологий, приобретение прав и др.)
― Обучение и повышение квалификации сотрудников в период кризиса, вызванного пандемией коронавируса
― Оказание благотворительной поддержки гражданам в период пандемии коронавируса
Субсидии рекомендуется выделять по результату анализа документов, подтверждающих факт понесенных расходов, а также данных о достигнутых результатах.
3. Блок «Государственные и муниципальные закупки»
3.1. Рекомендуется определить преференции для некоммерческих организаций при участии в государственных и муниципальных закупках, осуществляемых на социально значимые товары и услуги, а также на проведение мероприятий в рамках реализации Национальных проектов Российской Федерации.
Такие преференции рекомендуется определить по аналогии с преференциями для организаций инвалидов. Виды преференций могут быть следующими:
― Отмена требования по обеспечению контракта
― Увеличение суммы контракта на 10% от стоимости по результатам проведения конкурсной процедуры, но не более НМЦК
― Установление дополнительного балла в разделе «Квалификация участника закупки» при проведении открытых аукционов
Решение о применении преференций для НКО рекомендуется вменить в компетенцию заказчиков. Однако, объем закупок с преференцией для НКО по отношению к общему объему закупок, проводимых Заказчиком по вышеуказанным направлениям, рекомендуется установить на уровне, не менее 5%.
3.2. Предусмотреть субсидию организациям банковского сектора в целях их стимулирования для выделения кредитов и выдачу банковских гарантий некоммерческим организациям.
Форматы такой субсидии могут быть следующими:
― Субсидия на компенсацию процентов по кредитам и банковским гарантиям (по аналогии с кредитованием субъектов МСП, пострадавших от COVID-19)
― Создание гарантийного фонда, выступающего гарантом для организаций банковского сектора в случае нарушения некоммерческими организациями – получателями БГ и кредитов – условий кредитного договора (по аналогии с Корпорацией МСП). Такой гарантийный фонд можно создать с использованием инфраструктуры Общенационального союза некоммерческих организаций.
4. Блок «Актуальные вопросы деятельности НКО»
4.1. Упразднить требование о наличии юридических адресов для некоммерческих организаций.
Результаты исследований, проводимых Союзом НКО, показывают, что понятие «Юридический адрес некоммерческой организации» утратил фактический смысл как для государства, так и для самих организаций. Более 50% НКО «покупают» такой адрес только для юридической регистрации, а фактическую деятельность осуществляют совершенно в другом месте.
Благодаря требованиям по наличию юридического адреса со стороны налоговых органов существует огромный теневой рынок таких адресов, что удорожает стоимость социальных услуг, оказываемых некоммерческими организациями.
Рекомендуется реализовать пилотный проект, суть которого будет закрепление юридического адреса за адресом банка, в котором обслуживается счет организации. Обязанности по обмену документами возложить при этом на банки, которые, в свою очередь, могут включить стоимость предоставления юридического адреса и ведения документооборота в свои тарифы.
Такими же функциями в рамках пилотного проекта может выступать и Почта России.
Ранее Союз НКО делал предложения первого пакета мер поддержки, который частично был реализован органами власти. С полным перечнем предложений можно ознакомиться на сайте Антикризисной программы Союза НКО.