Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Из-за чего Макаревич однажды обиделся на Гребенщикова?

Ни для кого не секрет (особенно для любителей русского рока), что Андрей Вадимович и Борис Борисович — закадычные друзья. Их немало что единит, особенно то, что они родились в один год и под одним Знаком Зодиака (Стрелец). Как бы не хотели эту дружбу «разрушить» в средствах массовой информации, но вышесказанное действительно. Мэтры отечественной гитарной музыки порой удивляются, что у них якобы натянутые отношения.

Обычно в качестве «подтверждения» натянутых отношений приводится факт, когда Макаревич пытался увести у Гребенщикова жену. Произошло это в первый же день их знакомства в Таллине, где весной 1976 года проходил фестиваль самодеятельных групп. Если быть точнее, Андрей и Борис с женой Натальей (будущая мама Алисы) познакомились в троллейбусе, который вёз их к забронированному для музыкантов общежитию. Макаревич был очарован красотой Натальи, и он стал за ней ухаживать. Гребенщиков уже тогда знал о том, что из себя представляет «Машина времени», и хоть он с горечью смотрел на это, но в силу «авторитета» Макаревича не мог ничего сделать. Правда, чуточку позже Борис намекнул, что Наталья — его жена, и Андрей подостыл к ней. Зато потом «Машина времени» и «Аквариум» вместе вовсю музицировали и выпивали. Друг от друга у них остались приятные впечатления.

С тех пор Макаревич и Гребенщиков со своими компаниями регулярно приезжали друг к другу, выступали в городах принимающей стороны и чудесно проводили времена.

Разлад между Андреем и Борисом однажды всё-таки произошёл, причём на творческой почве. Не позднее 1980 года Гребенщиков посвятил своему другу композицию «Контрданс», которая была сочинена под влиянием песен последнего «Слишком короток век», «Мазурка на смерть поэта» (памяти Галича) и «Право». От первой композиции Гребенщиков взял первую строчку, переделав её слегка на «Скоро кончится век», от второй — настроение всей композиции, под которую можно было бы воспроизводить старинный танец, а от третьей — первую строчку припева «В этом мире случайностей нет».

Как потом признавался Гребенщиков, после этой песни Макаревич «мрачно поглядывал» на него, и это продолжалось две недели. Ни тот, ни другой так и не признались, чем могла задеть эта песня. Может быть, Андрей расслышал от Бориса завуалированный упрёк, что он продался и стал некой элитой. Об этом могут говорить строчки «В этом обществе я нелюдим» и «И я прошу об одном: если в доме твоем будет шелк и парча, и слоновая кость».

Но при каждом удобном случае Гребенщиков говорил, что обожает Макаревича как человека и творца и что благодарен ему за то, что из всех подобных музыкантов он взял на себя самую тяжёлую ношу, при которой тот испытывает тяготы популярности в каждом городе концертного тура.

Строчка «Скоро кончится век» дала название сборнику акустических записей «Аквариума», втайне сделанные в студии Большого театра кукол в 1980 и 1982 годах и впоследствии забракованные (сборник выйдет в 1996 году).
Песня «Контрданс» будет перезаписана для альбома «Акустика» 1982 года, но в первоначальное издание не войдёт.

Вопреки расхожему мнению, композиции «Укравший дождь» и «Песня №2» не посвящены Макаревичу. Про первую песню Гребенщиков сказал, что она посвящена совсем другому человеку, а по поводу другой Борис не дал чёткого ответа.

А так, Макаревич и Гребенщиков по-прежнему очень тепло друг к другу относятся!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь статьёй в соцсетях

-3