Найти тему

ВАЗ-2103, особенности ранних выпусков, 1972-1975 г.в.

ВАЗ-2103 из самых ранних, на передней панели нет вентиляционных продувов, как и на ВАЗ-2101.
ВАЗ-2103 из самых ранних, на передней панели нет вентиляционных продувов, как и на ВАЗ-2101.

5 декабря 1972 года, в честь празднования очередной годовщины Дня Конституции, с конвейера ВАЗа сошел первый официальный автомобиль ВАЗ-2103! Несомненно, это было лукавство, ВАЗ уже год выпускал серийно переходные модели имевшие индекс ВАЗ-2103В, с конца 1971 года до конца 1972 года, это был фактически ВАЗ-2101 в кузове 2103, и выпустил не мало, 1250 экземпляров. Литера «В» означала временный вариант, в широкую продажу ВАЗ-2103В не поступил, цена модели не была определена, поэтому продавался сотрудникам ВАЗа, смежникам, строителям Тольятти и ВАЗа, по цене ВАЗ-2101, т.е. 5500 руб, что несомненно было «подарком» для тех кто его смог приобрести. Мне довелось видеть живьем несколько ВАЗ-2103В, моя мать в те годы работала в ЦНИИЭП жилища, который проектировал несколько экспериментальных монолитных домов для Тольятти, квартиры в которых впоследствии получили руководители ВАЗа и ведущие сотрудники, поэтому головным проектировщикам из Москвы выделили не мало ВАЗ-2103В, с некоторыми экземплярами удалось познакомиться поближе, я жил в кооперативном доме ЦНИИЭП жилища, и некоторые из владельцев ВАЗ-2103В были моими соседями. ВАЗ-2103В не был моделью с единой комплектацией, она менялась в течение года и доводилась, самые первые образцы имели силовой каркас кузова 2101 с оперением 2103, на задних стойках крыши не было вентиляционных вытяжек, моторный щит так же стоял 2101 рассчитанный на установку раннего педального узла 2101 без ВУТ, стоял ниже чем на более поздних выпусках 2101, передняя панель ВАЗ-2103В и ранних полноценных ВАЗ-2103, выпускаемых с декабря 1972 года по март 1973 года не имела продувов. К середине 1972 года на 2103В появились задние стойки крыши 2103 с вытяжной вентиляцией, в комплекте с оригинальным усилителем, моторный щит стал устанавливаться 2103, на него устанавливался оригинальный педальный узел и ВУТ, впускной коллектор двигателя 2101 был оснащен штуцером для подключения ВУТ. Все 2103В были укомплектованы салоном 2101, дверные карты, ручки, также стояли 2101, верхние внутренние части дверей оставались открытыми как у 2101, прошивок для крепления усов батонов не было, к усилителю моторного щита приваривался кронштейн 2101 для установки прикуривателя и рычага воздушной заслонки, двери кузова стояли 2101 с прошивками наружных панелей под пистоны крепления молдилдингов, кто знаком с ранними ВАЗ-2101, помнит, что на торцах передних дверей были отштамповки под торцевые габаритные фонари, которые появились только на полноценных ВАЗ-2103, на ВАЗ-2103В такие отштамповки так же были, в передней стойке были отверстия под установку концевика и для установки резинового переходника, эти отверстия были закрыты резиновыми заглушками, фонарь заднего хода на ВАЗ-2103В отсутствовал, была только отштамповка на заднем брызговике. В 1973 году на улицах стали появляться полноценные ВАЗ-2103, они вызывали массу эмоций у автолюбителей тех лет, успевшими неплохо познакомиться с ВАЗ-2101 и оценивших по достоинству, многие уже имели ВАЗ-2101 и мечтали сменить на ВАЗ-2103. Сменил ВАЗ-2101 1970 года на ВАЗ-2103 и мой отец, покупал за желтополосые валютные сертификаты Внешторгбанка, заработанные в Судане.

ВАЗ-2103 был несомненно красив, и под брендом Lada-1500  стал поставляться на экспорт в капстраны.
ВАЗ-2103 был несомненно красив, и под брендом Lada-1500 стал поставляться на экспорт в капстраны.
Салон ВАЗ-2103 имел отменный дизайн, в разработке которого принимало участие дизайнерское ателье Pininfarina S.p.A.
Салон ВАЗ-2103 имел отменный дизайн, в разработке которого принимало участие дизайнерское ателье Pininfarina S.p.A.
Радиоприемник А-271 стали штатно ставить на ВАЗ-2103 в 1973 году, на год раньше чем на ГАЗ-24 А-271Г, ранний радиоприемник А-271 1973 года имел стикер наклеенный сбоку на корпусе, был отменного качества, с двойным гетеродином, по мере выпуска А-271 упрощался, качество его падало. Выпускалась и ранняя экспортная модификация А-271Е, отличалась диапазоном УКВ 88-104Мгц.
Радиоприемник А-271 стали штатно ставить на ВАЗ-2103 в 1973 году, на год раньше чем на ГАЗ-24 А-271Г, ранний радиоприемник А-271 1973 года имел стикер наклеенный сбоку на корпусе, был отменного качества, с двойным гетеродином, по мере выпуска А-271 упрощался, качество его падало. Выпускалась и ранняя экспортная модификация А-271Е, отличалась диапазоном УКВ 88-104Мгц.

В начале 70-х приобретая автомобиль за желтополосые (развивающиеся страны) или бесполосые (капстраны) сертификаты, покупатель получал возможность взять чисто экспортный автомобиль, ВАЗ-2103 был вишневого цвета, покрашен югославской эмалью, с вишневым салоном с югославской обивкой, комплектация этого ВАЗ-2103 несколько отличалась от стандартной, к особенностям экспортных ВАЗ-2103, я вернусь позднее, различия были не очень существенные, но были. Внешние отличия ВАЗ-2103 от ВАЗ-2101, описывать подробно не имеет смысла, они хорошо знакомы, напомню, что передняя панель до 1975 года имела пять вертикальных продувов с пятью горизонтальными щелями на каждом продуве.

 Передняя панель  с середины 1973 года до середины 1975 года имела пять вертикальных продувов, с пятью горизонтальными щелями на каждом продуве.
Передняя панель с середины 1973 года до середины 1975 года имела пять вертикальных продувов, с пятью горизонтальными щелями на каждом продуве.

Боковые молдинги стояли югославские с завальцованными торцами, без заглушек, которые ставили на более поздних выпусках, над арками крыльев также стояли молдинги, молдинги порогов были отличны по профилю от молдингов 2101, наружную светотехнику на ранних этапах ставили итальянскую Carello или Marelli, появился фонарь заднего хода, на самых ранних ВАЗ-2103 можно было встретить и итальянские бампера, несколько отличные от советских. На ранних ВАЗ-2103 ставили механический омыватель ветрового стекла, который представлял из себя «голубую клизму» 2101, подвешенную на левом брызговике под капотом и насос управляемый левой ногой водителя, насосы могли быть двух типов, отечественный 2103-5208010, аналогичный по конструкции с насосом ГАЗ-24, или импортные насосы (Marelli, Bosch, Hella) 21032-5208010, имевшие контакты, кратковременно включавшие с подачей воды дворники, позднее такие насосы стали выпускать с каталожным номером 21011-5208010. Режимы переключения дворников управлялись двухсекционной клавишей, как на 2101, только в автономном корпусе, а не в трехклавишном блоке, подрулевой переключатель ставился двухрожковый 2101 с кожухом 2101, рычаг управления воздушной заслонкой стал оригинальным, как и кронштейн его крепления с концевым выключателем сигнальной лампы. Салон получил сиденья ковшового типа, на заднем диване появился центральный откидной подлокотник, обивку сидений, дверных карт, напольные ковры для ранних трешек поставляли югославы. Педаль акселератора осталась напольная 2101, кулиса КПП хромированная, с оригинальным шаром-наконечником, рычаг ручного тормоза также стал хромированным с оригинальной пластиковой ручкой, в салоне было много хрома, который потом исчез, хромировали направляющие клавиш, заглушки потолочных оригинальных ручек, заглушки дверных ручек подлокотников, очень недолго ставили хромированные кольца-уплотнители на приборы и вентиляционные поворотные дефлектора, на торпедо. Хочу отдельно остановиться на торпедо 2103, набившее оскомину за четыре десятилетия выпуска, это торпедо было сверхновым по дизайну на 1973 год , и не только для СССР, его разработало дизайнерское кузовное ателье Pininfarina S.p.A. для автомобиля Fiat 124 Sport Coupe модели 1972 года. Двигатели ранних ВАЗ-2103В, ВАЗ-21031 (с двигателями 2101, 1,2 л), ВАЗ-2103 (1,5) имели отличия от более поздних, их можно отличить по номеру набитому со стороны радиатора, отсутствию прилива возле бензонасоса, где на поздних выпусках набивался номер, на них ставилась ГБЦ 2101-1003011, блоки ранних двигателей были гильзованы нирезистовыми вставками (чугун с высоким содержанием никеля) в верхних поясах цилиндров, являющимися зонами наибольшего износа. Блок 2103 отличался от блока 2101, увеличенной на 7мм длиной цилиндров, коленвал двигателя 2103 имел увеличенный на 7 мм ход шатунно-поршневой группы, трамблер двигателя 2103 имел шток на 7мм длиннее штока трамблера 2101, поршни на обоих двигателях 76мм (2101), шатуны 2101, оба ранних трамблера не имели ВРОЗ, а имели латунный эксцентрик ручной регулировки УОЗ, карбюратор Вебер 2103 имел увеличенные жиклеры и камеры, имел запорный электромагнитный клапан, в отличии от Вебера 2101, воздушные фильтры ранних ВАЗ-2103 имели дополнительный съемный фильтр вентиляции картера, установленный в корпусе. Ранние двигатели 2101/2103 были очень хорошо сбалансированные, гильзованные блоки позволяли несколько раз ставить номинальные поршни подобранные по группе, хонинг и расточка не требовались. Такие блоки выпускались до середины 1975 года, когда изменилась отливка блоков, измененные блоки перестали гильзовать, номер блока на измененных блоках стал набиваться на привычном приливе, рядом с бензонасосом, при сборке двигателей с измененными блоками ставилась ГБЦ 21011-1003011, унифицированная с двигателями 21011 (поршни 79мм, 1,3л, фактически двигатель 2101 с увеличенным диаметром поршней), 21031 (поршни 79мм, 1,6 л, фактически двигатель 2103 с увеличенным диаметром поршней, получивший в 1976 году маркировку 2106), появившемся в 1974 году. Для двигателей 2103 с ранним блоком по техдокументации ВАЗа указывалась мощность 75 л.с., с модифицированным блоком 77 л.с., двигатели 2101 также имели паспортные мощности ранние 62л.с., поздние 64 л.с., но это были "налоговые" мощности, реальные могли отличаться на 10% в зависимости от конкретного экземпляра двигателя. Ограниченная партия автомобилей ВАЗ-21031 с двигателями 1,6 л, мощностью 80 л.с., укомплектованными усиленным сцеплением, была собрана в 1975 году, и была предназначена для милиции, но изредка попадались ВАЗ-21031 и в личном пользовании, в частности ВАЗ-21031 цвета коррида был у моего соседа по гаражу, с шестерочной передней панелью с двумя продувами, подголовниками на передних сидениях, явная переходка к ВАЗ-2106. Неоднократно слышал автолюбительское «авторитетное» мнение, что двигатели 2101/2103 лучше двигателей 21011/2106, от части оно обосновано, но только для ранних двигателей 2101/2103 выпущенных до середины 1975 года. Задний мост автомобилей ВАЗ-2103 получил редуктор с передаточным числом 4,1, что бы скомпенсировать погрешность спидометра колес измененного типоразмера с шинами ИЯ-170, задние тормозные механизмы получили механизм автоматической регуляции зазоров между колодками и барабанов, КПП была дополнена выключателем фонаря заднего хода, система охлаждения двигателя получила электрический электровентилятор югославского производства, но эта опция присутствовала далеко не на всех ранних ВАЗ-2103. Автомобиль ВАЗ-21035 с двигателем 2101, в основном поставлялся в Западную Европу, в страны с высокими налогами на объем двигателя, и имел полноценную комплектацию 2103, включая колеса, задний мост с редуктором 4,1, выпускную систему с дополнительным резонатором, в отличие от ВАЗ-2103В на котором ставили задний мост 2101 с редуктором 4,3, тормозными механизмами с эксцентриковой регулировкой зазоров, колеса также ставились на дисках 2101 с шинами И-151. Что мне непонятно, колеса на дисках 2103 с шинами И-170 запрещали в 70-х годах ставить на автомобили ВАЗ-2101/21011, пройти техосмотр с ними было нельзя, а на 2103В ставили и проходили ТО без проблем … С самого начала выпуска полноценных ВАЗ-2103 большая часть стала поставлять на экспорт, в том числе и в развитые капиталистические страны, ВАЗ имея гибкую технологию производства имел возможность собирать экспортные автомобили в различных комплектациях.

Шведский фароочиститель Clear, экспортного ВАЗ-2103
Шведский фароочиститель Clear, экспортного ВАЗ-2103
Установочный комплект фароочистителей, каталожный номер 2103-520809
Установочный комплект фароочистителей, каталожный номер 2103-520809

Наиболее интересна комплектация ВАЗ-2103 для Стран Скандинавии и Канады (для ранних 38-41), для нее выпускалась оригинальная проводка, закупались в Швеции комплекты фароочистителей Clear (каталожный номер установочного комплекта 2103-520809), инерционные ремни передних и задних сидений Bohlin (патент 1972 года, новейший для начала выпуска 2103), установочные комплекты задних стекол с электрообогревом Pilkington (Великобритания, но для ВАЗ и Fiat производились в Швеции), передние сиденья таких ВАЗ-2103 комплектовали подголовниками, которые в дальнейшем стали устанавливать серийно на ВАЗ-2106, устанавливался на данной комплектации выключатель аварийной сигнализации Hella совмещенный с электронным реле, ставился на оригинальном кронштейне дополнительного блока предохранителей, подключался через оригинальный жгут к разъемам, вместо стандартного реле поворотников, ставился задний противотуманный фонарь Hella, его оригинальный вытяжной выключатель с индикацией был расположен на одном кронштейне с выключателем аварийной сигнализации. Многие опции из экспортных комплектаций, освоила советская промышленность, задние стекла с обогревом, противотуманные фонари ЗХ, аварийную сигнализацию, инерционные ремни безопасности и др., в дальнейшем стали устанавливать на автомобили ВАЗ, предназначенные для продажи на внутреннем рынке.

Ранний экспортный щиток приборов ВАЗ-2103 в исполнении для Канады, с выключателем  совмещенным с индикатором включения обогрева заднего стекла.
Ранний экспортный щиток приборов ВАЗ-2103 в исполнении для Канады, с выключателем совмещенным с индикатором включения обогрева заднего стекла.

Конечно в рамках данной статьи невозможно охватить все, но надеюсь, что статья будет полезна любителям ВАЗов, реставраторам, которые знакомы с конструкцией автомобиля ВАЗ-2103 и его последующей модификацией ВАЗ-2106, большинство ранних ВАЗ-2103 не дожили до наших дней, а те которые дожили, в большинстве своем пережили немало ремонтов и переделок, и имеют в своем составе детали от более поздних выпусков.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров
Lada
208,9 тыс интересуются