Генеральный директор ведущего российского конструкторского бюро МИБ Геннадий Егоров, выступая на вебинаре «ПортНьюс» рассказал о том, как работает внутренний водный транспорт в США. И чем полезен американский опыт для России.
Особенная черта подхода США - это коммерческое и прагматичное отношения к логистике, тарифам, техническим решениям к самим судам, к инфраструктуре, взаимоотношению с надзорными органами и госструктурами.
Объемы
Сейчас суда внутреннего водного транспорта США перевозят 20% угля, 60% экспортного зерна, 24% нефти и нефтепродуктов.
Несмотря на развитую сеть автомобильных и железных дорог, суда ВВП США обеспечивает 13% всего грузооборота по стране. И все за 3% бюджетных расходов на транспорт в целом по стране.
Автомобильный транспорт перевозит 28% всех грузов, но при этом затраты на поддержание и строительство дорог идет 80% бюджетных расходов.
По данным на 2015 год внутренний водный транспорт США перевез по рекам 513 млн. тонн, по Великим Озерам - 76 млн. тонн, в морском каботаже - 159 млн. тонн груза.
Для сравнения, на пике #СССР в 1990 году грузооборот по ВВП составил 562 млн. тонн грузов. В нынешней #России эта цифра составляет от 115 до 150 млн тонн или 1,36% от всего объема перевезенных грузов. И объемы постоянно снижаются, особенно в условиях демпинга ставок на перевозки от РЖД.
По железнодорожной схеме
Настоящий прорыв в грузоперевозках по рекам США случился, когда крупные компании запустили линейные сервисы и на длинные расстояния. Барже-буксирные составы стали ходить по железнодорожной схеме («тяга» плюс баржи) и четко по расписанию. Для примера, в 1964 году в стране по рекам перевезли 402 млн. тонн грузов, что было 9,3% грузооборота всей страны.
Инфраструктура и флот
Протяженность ВВП #США без учета Великих Озер составляет 41,5 тыс. км, в том числе 6,5 тыс. км каналов. Из них более 60% ВВП имеют гарантированные глубины в 2,7 м. Соответственно и баржи, и толкачи в основном строятся под такие осадки.
Основной #флот на ВВП США - барже-буксирные составы. Это отдельная гордость американцев, направление, которое они развивали 130 лет. Более 90% грузов перевозится именно на баржах. Самоходные суда возят грузы только на Великих Озерах.
Грузоподъемность толкаемых составов в среднем около 22 тыс. тонн, а наибольшие до 100 тыс. тонн. Толкачи, с энергетической установкой мощностью от 3 до 10 тыс. кВт, толкают баржи сугубо на своих перегонах, по железнодорожной схеме. Формированием составов занимаются отдельные буксиры, а бункеровка топливом, водой и продовольствием осуществляется на ходу (!).
Состав формируется исходя из логистике, поэтому по соседству могут оказаться и баржи с сыпучими грузами и нефтеналивом разных сортов. Порожняк стараются минимизировать, перевозя на крышках тех же нефтеналивных барж автомобили и проч. За счет этого удается достигнуть показателей работы в 80-90% навигационного времени.
Всего в стране работают около 17 тыс. сухогрузных и 2,8 тыс. наливных барж и примерно 4 тыс. толкачей. Возраст их невелик, около 15 лет.
Коммерция, навигация и порты
Стоимость сухогрузной бункерной баржи составляет примерно $500 тыс., а средний срок службы - 20-30 лет. Нефтеналивной $1,500-3,000 тыс. и 20-40 лет соответственно.
Средняя продолжительность навигации 330 суток но Великие Озера замерзают гораздо раньше. Там навигация идет с апреля по декабрь. Груз здесь возится впрок.
Более половины расходов по содержанию и эксплуатации водных путей покрывает специальный налог на дизельное топливо. Сумма налога 20 центов за галлон топлива.
Что же касается портов, только 2% портовых терминалов в составе федеральной собственности. Еще 36% принадлежит муниципалам и властям штатов. Остальные 62% в частных руках.
Не забудьте почитать о том, как российская компания строит речные суда в Китае
И о том, сколько обстановочных судов планируется построить в России
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и пишите комментарии!