Найти в Дзене
Фарит Истрафилов

Как на самом деле затонул Титаник?

И снова здравствуйте! Вы помните эту душераздирающую сцену из Титаника? Корабль тонет, в воде барахтаются сотни людей. Джек прощается с Роуз, а зритель уверен, что знает о Титанике все. Но кино это лишь фантазии режиссера, а нас интересует правда. Что на самом деле происходило на Титанике? Почему самый надежный в мире корабль затонул? Даже официальная версия катастрофы поражает воображение, это настоящий парад ошибок и непрофессионализма.

14 апреля 1912 года радиостанция Титаника приняла первое предупреждение, которое пришло в 9 утра, а последние в 21:30. Радисты получили целых семь предупреждений, два из них до капитана так и не дошли. Почему? Потому что радисты были слишком заняты. Они передавали на землю частные радиограммы пассажиров. В 21:20 капитана пригласили на торжественный ужин в его честь, а в момент когда судно проходило опасный участок океана, он просто был на празднике. Всего через час Титаник разминулся с пароходом «Раппаханнок».

 Пароход «Раппаханнок»
Пароход «Раппаханнок»

Это судно уже столкнулась с плавучими льдами и получило повреждение кормы. При помощи лампы Морзе капитан «Раппаханнока» предупредил Титаник об айсбергах. Но вы уже наверное догадались что сделала команда Титаника? Правильно, ничего. Лайнер продолжил движение на максимальной скорости. Ночь была безлунной, к тому же У впередсмотрящего не было бинокля, потому что бинокли лежали в сейфе, а ключ от него остался на берегу. В результате впередсмотрящий Титаника заметил айсберг, когда до него оставалось всего 650 метров. Капитан дал команду на экстренное торможение, но это была огромная ошибка. Лайнер потерял угловую скорость и не успел повернуть.

В 23:40 Титаник налетел на огромный айсберг и пропорол правый борт. Общая длина пробоин составила 91 метр. Как это возможно? Дело в том, что судостроительная компания решила немного и сэкономить на обшивке. Заклепали не дорогой сталью, а дешёвым, кованым железом. В холодной воде металл стал хрупким и как стекло рассыпался от сильного удара. Вот тут-то на мостике появился капитан, Он все-таки прервал торжественный ужин, но было уже поздно. Нос корабля зарывался в воду, а корма поднималась. Пассажиры, ничего не подозревая продолжали праздновать. Капитан отдал приказ спустить шлюпки и матросы не спеша поднялись на палубу. Почему не спеша? Потому что они понятия не имели, что происходит и зачем нужно торопиться. Радист в это время передал сигнал бедствия. Как вы думаете, что произошло? Он ошибся.

Радист указал координаты лайнера с погрешностью в 20 километров. К этому времени все поняли, что ситуация крайне серьезная. Согласно регламента, каждый матрос был закреплен за конкретной шлюпкой. Имелся четкий алгоритм действий, но никто не провёл инструктаж. Не было ни одной тренировки по тревоге. В результате офицеры потратили кучу времени, чтобы как-то организовать испуганных пассажиров. Первые шлюпки спустили на воду и началась эвакуация.

Вы наверняка слышали, что на Титанике было мало шлюпок? Но знали ли вы, что на воду их спускали полупустыми. Команда не объяснила пассажирам, что корабль идёт ко дну. В результате женщины и дети отказывались садиться в шлюпки. Они не понимали зачем это нужно. В первой спущенной на воду шлюпке было занято лишь 28 мест из 65. Команда лайнера не знала, какова максимальная вместительность шлюпок. Офицеры боялись перегруза, поэтому выпускали лодки не укомплектованными. Общая вместимость шлюпок составляла 1778 человек. Именно столько людей могло спастись, если бы шлюпки заполняли по максимуму. Количество жертв снизилась бы в три раза. Это была официальная версия причины гибели Титаника, а теперь послушаем рассказ свидетеля.

Чарльз Лайтоллер был вторым помощником капитана. Он выжил после крушения лайнера и подтвердил на суде официальную версию событий, но своим близким Лайтоллер рассказал совсем другую историю. Оказывается рулевой не повернул корабль влево, как приказал капитан. Он повернул вправо. Неужели опытный профессионал мог спутать лево и право, словно какой-нибудь дошкольник? Или может в начале 20 века такая ошибка была вполне вероятной. Дело в том, что раньше суда были парусными. Команды на них подавались на румпель. Чтобы повернуть судно вправо на румпель, поворачивали влево. Офицеры со стажем накрепко усвоили этот зеркальный порядок действий, но Титаник не парусник, а пароход.

Там используют команду на руль. При повороте руля влево, лайнер поворачивал налево. Моряк, который стоял у штурвала Титаника привык именно к такой команде как на парусных судах. Он много лет служил на парусниках, поэтому отреагировал привычной командой. Когда он заметил ошибку, было уже поздно. Лайнер приблизился к айсбергу. Это не все что рассказал Лайтоллер. Титаник мог оставаться на плаву несколько часов и корабли которые находились поблизости, смогли бы эвакуировать людей из тонущего лайнера. Все что требовалось, остановить Титаник и дожидаться помощи, но капитан приказал дать малый вперед. Лайнером командовал Эдвард Смит, самый опытный капитан судостроительной компании «Уайт Стар Лайн» (White Star Line). Его капитанский стаж составлял целых 25 лет.

Конечно Эдвард Смит не собирался отдавать такой нелепый приказ, но в дело вмешался глава White Star Line Джозеф Исмей.

Он потребовал чтобы лайнер продолжил движение. Исмей решил что Титаник, который беспомощно болтается посреди океана, это очень плохая реклама для фирмы. Он надеялся что лайнер самостоятельно дойдет до порта. Там судно подлатают и он вернется на маршрут. В Титаник были вложены огромные деньги и Исмей не хотел терять капитал. Ради собственной выгоды Исмей готов был пожертвовать жизнями 2000 человек.

Он настоял на том, чтобы Титаник продолжил движение. В результате давления воды которая затекала, пробоина в днище увеличилась. Она сорвала герметичной переборки и через два часа лайнер затонул. Сам Исмей благополучно спасся. Он забрался на шлюпку и был эвакуирован подошедшим кораблём. Вот такие повороты жизни.