В селе Лучасах Смоленской губернии рассказывают, что когда-то там жил мужик,
умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли
воткнутый в землю нож и выдернули его. С тех пор мужик пропал и пропадал года три.
Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином на том
месте, где он торчал раньше. Так и сделали. Вскоре после этого пропадавший мужик пришел
в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня
на полок и стали парить веником; волчья шерсть с него вся и сошла. Оборотень рассказал,
как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, и он обращался волком. Прибежал,
а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое
место нож. Хотя этот парень и обращался в волка и долгое время был оборотнем, мысли и
чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали.
Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ
(Смоленская губ., Гальковский 1916,213–214).
Превратиться в волка можно и другими способами. Например, перекувырнуться через
плетень или перекресток, через осиновый пень, через коромысло, перелезть через хомут или
перешагнуть через пояс ведьмы, положенный под порогом. Человек, превращающийся в
волколака, раздевается донага или заменяет свою одежду ветхой, рваной в знак приобщения
к иному миру.
Человек может стать волколаком невольно, по умыслу злых людей. Колдун насылает по
ветру ворожбу на того, кого он хочет превратить в волка, выливает под ноги человеку отвар
из липового лыка, дает выпить колдовское зелье или использует другие способы порчи.
Колдун может сделать оборотнем даже собственного сына.
По одним представлениям, человек, насильно обращенный в волколака, испытывает
страх и отчаянье, он не нападает ни на людей, ни на скот и бывает страшен только для того,
кто обратил его в волколака. По другим поверьям, оборотни поступают в услужение к
волкам и обязаны по их приказанию нападать на скот и приносить волкам добычу. Волколак
не может есть сырое мясо, а пытается его жарить на углях, оставшихся от пастушьих
костров. Он вынужден питаться кореньями, лесными ягодами, красть хлеб у пастухов и
жнецов.
Колдун по злому умыслу может превратить в волков целую свадьбу с женихом, невестой
и гостями. Для этого он берет столько ремней, сколько в свадьбе участвует человек,
нашептывает на них заговор и опоясывает ремнями участников свадьбы. Колдун знает и
другие способы. Под порог, через который проходят молодые и их родственники, он кладет наговоренный пояс. Переступившие через него тотчас превращаются в волков. И бегать им в
волчьем обличье до тех пор, пока этот пояс не истлеет. Свадьба, обращенная волками, так и
бегает по полям и лесам, пока не найдется умный знахарь. Увидит он стаю таких волков и
поймет, что это оборотни. Тогда он предпримет усилия, чтобы обратить их в людей. А узнать
свадьбу, обращенную в волков, легко. Ведь у сватов поверх шкуры остаются повязанные
белые и красные рушники, у невесты — ленты, а у жениха — букетик цветов.