Мы продолжаем рубрику, в которой я, Головкина Валерия, коллега Аси по онлайн-школе вокала, рассказываю о народной музыке. Предыдущую статью можно найти здесь.
Как же сложно выбрать какую-то одну тему для статьи! И дело не в том, что не о чем рассказать. Нет. Дело в том, что, начиная писать об одном, по пути в голову приходит еще тысяча и одна мысль, которые хочется осветить вот промо-таки сейчас. И кажется, что именно сейчас она максимально нужна и интересна. Поэтому начинала я писать про трудовые песни, а написала про свадебный обряд.
Итак, свадьба, как она представляется сейчас, имеет мало общего с тем, что было раньше. Традиционная свадьба – это целый комплекс мероприятий (сватовство, смотрины, рукобитие, девичник, выкуп, прибытие в дом жениха, само торжество,), которые могли как-либо отличаться друг от друг в зависимости от региональных особенностей. Для девушки свадебный обряд – это переход не только в другую семью, но и в другое качество: она становится женщиной, женой. Переход осуществлялся через, своего рода, похороны прежней жизни, которые были связанны с определёнными обрядами, например, с расплетанием косы невесты во время девичника. Делали это подруги, после чего заплетались уже две косы и голова покрывалась повойником. После свадьбы женщина ходила с покрытой головой.
Помимо этого девушка прощалась с соседями, родственниками, деревней (так как часто ей приходилось уезжать на сторону мужа в другую деревню). Обязательными были плачи невесты, которыми сопровождались прощания.
Если невеста была сиротой, то слова её плача могли быть следующими:
Да как ýстань-ка ся, ýстань да,
моя родимая мамынька
Да как проводи-ка ся ты
мене да, ой, да во чужи люди,
Да во чужих-то во людях да надо
жить умнёшенько,
Да милая ш мои родимынькая
мамынька...
Как я уже писала ранее, плачь – это очень сложный жанр, которым владели далеко не все и иногда вместо невесты плакала специально приглашенная профессиональная плакальщица.
Принято думать, что девушек повсеместно отдавали за нелюбимых, поэтому люди, не знающие традиции, связывают свадебные плачи именно с этим. Однако, это неверно. Стоит отметить, что за нелюбимых тоже отдавали не всех. Прошлым летом я была на одном из крупных фестивалей, в рамках которого проходила встреча с этномузыкологом, он рассказывал удивительные истории из деревень, в которых преимущественно преобладали браки по большой любви.
Накануне свадьбы, помимо девичника, невеста вместе с подругами ходили в баню. Помимо прямого назначения, в это действо вкладывался и магический смысл. Так, в некоторых регионах, в бане присутствовала знахарка, которая делала специальные магические ритуалы на счастливую замужнюю жизнь.
В первый свадебный день за невестой приезжал жених, родители благословляли молодых и все собирались на венчание. В некоторых областях существовала традиция свадебного поезда, украшенного бубенцами, на котором жених приезжал в дом невесты. Бубенцы же служили оберегами от нечистой силы.
После венчания невеста перестаёт причитать и начинается весёлая и радостная часть праздника: свадебный пир. После него молодых «укладывают» в брачную комнату, где они остаются до утра под охраной клетника, который, в освою очередь оберегает от нечисти и выпивших гостей. А на утро молодых принято «будить» стуком в дверь и игрой на музыкальных инструментах.
На второй день свадьбы проверялось, на сколько хозяйственной была молодая, а на третий родственники со стороны мужа и жены ездили друг к другу в гости.
Ниже я прикреплю потрясающую передачу "Мировая деревня" Сергея Старостина, которая была посвящена русской свадьбе. Искренне желаю вам не пожалеть времени и посмотреть её. Главная ценность в том, что о свадебном обряде рассказывают носители традиции!
Автор статьи: Головкина Валерия.
Надеемся, эта серия статей была вам интересна и полезна. Если так, то приглашаю подписаться на наш Дзен здесь, чтобы ничего интересного не пропускать. Будем рады вашим «понравкам», репостам этой статьи и комментариям 😊