Процесс вручения и получения бизнес-подарков – это неотъемлемая часть деловой сферы. Как и в других процессах, бизнес-дарение не обошлось без свода правил и этикета, который их регулирует, в зависимости от повода и имеющихся участников.
И помимо базовых поводов вроде профессиональных и общепринятых праздников, сюда относятся:
1. Специфичные даты и случаи: юбилеи компании, круглые даты в стаже работы, открытие филиала, награждение сотрудника с лучшим KPI и многое другое.
2. Не рядовые события: повышение в должности, получение награды, или, в случае если это предусмотрено отношениями в коллективе и корпоративной культурой, рождение детей, бракосочетание.
3. Благодарности и извинения: за быстро и качественно выполненную работу, переработки, помощь, огульные обвинения.
Если это дополнительно не регулируется законодательством страны (для России это статья 575 ГК РФ, ФЗ №79 О государственной гражданской службе Российской Федерации ФЗ №25 О муниципальной службе в Российской Федерации), участниками дарения могут быть:
1. Коллеги, дарящие подарок коллеге
2. Коллеги, дарящие подарок начальнику
3. Начальник, дарящий подарок другому начальнику
4. Начальник, дарящий подарок своим сотрудникам
5. Менеджер по работе с клиентами, дарящий подарок клиентам компании
6. Менеджер по работе с клиентами, дарящий подарок партнерским организациям
К общим же правилам можно отнести:
1. Тактичность и вежливость, проявленную как при выборе подарка, так и при вручении
2. Отсутствие явно выраженной стоимости подарка
3. От личности к личности. К примеру, если начальник вручает каждому сотруднику отдельный подарок, он должен сделать это «из рук в руки», то есть передать каждому человеку в отдельности. Если это подарок для отдела – то подарок передается заранее выбранному представителю.