Мы продолжаем рассказывать о приемах, которыми пользуются писатели и сценаристы для удержания вашего внимания.
Помните, как Шахерезада то и дело прерывала свои сказки на самом интересном месте? Сегодня такой художественный прием используется повсеместно. И у него даже есть специальный термин.
Итак, клиффхэнгер — это захватывающий сюжетный поворот, задуманный автором так, чтобы зацепить читателя или зрителя и заставить его томиться в ожидании развязки.
Не стоит путать клиффхэнгер с интригой, поскольку речь идет о достаточно быстром развитии сюжета (интригу можно сохранять долго).
Все это вам прекрасно известно по примерам из кино и телесериалов.
«Звездные войны. Империя наносит ответный удар» завершается на том, что Хана Соло упаковали в твердую плиту, а Люк Скайуокер выяснил, кто же его отец.
Вторая часть «Матрицы» братьев-сестер Вачовски обрывается на том, что Нео попадает в кому, а машины начинают вторжение в город Зион.
Практически каждая серия проекта «Остаться в живых» ( «LOST») кончается клиффхэнгером. А сезоны — так и вовсе мегаклиффхэнгерами, ставящими на уши весь сюжет сериала. Еще там откровенно злоупотребляли флешбэками и флэшфорвардами, но это уже совсем другая история.
А вот создатели «Игры престолов», напротив, нашего трюка сознательно избегают и там сюжет обрывается после того, как случится нечто эпичное или трагичное. Кстати, работает это нисколечко не хуже.
Само слово пришло, как вы уже догадались, из английского и означает буквально «кто-то, свисающий со скалы» (есть даже одноименный старый боевик со Сталлоне, где тот играет крутого скалолаза).
История в основе этого названия лежит литературная и довольно интересная.
Автор романа «Голубые глаза» Томас Харди заставил своего протагониста мистера Найта поскользнуться в горах и упасть с обрыва. Герою повезло, он завис над пропастью, ухватившись за... пучок травы.
Но само по себе это еще не было новинкой для литературы. А вот то, что автор решил не спасать своего героя немедленно, было уже чем-то свежим и необычным.
На протяжении 29 (!) абзацев писатель рассуждает на отвлеченные темы прежде чем-таки позволил подружке Найта связать из ткани юбок подобие каната и помочь персонажу выбраться.
Такой подход поразил читателя что называется в самое сердце и породил волну подражаний.
Устроен прием очень просто, однако работает он, несмотря на свою избитость, до сих пор неплохо.
Большим мастаком по части клиффхэнгеров (хотя самого слова тогда еще не придумали) был ещё Александр Дюма старший. Дело в том, что его романы публиковались в газетах с продолжениями (обычная практика того времени) и такой прием заставлял читателей с нетерпением ожидать следующего выпуска.
Что бы нам такого сказать в заключение?
Запомните: грамотно разбросанная по тексту сеть разнообразных крючков (включая и парочку клиффхэнгеров) способна перековать даже банальную историю в сюжет, от которого невозможно оторваться.