Церемония погребения русских императоров была создана Петром Первым. Но его собственные похороны были переходным событием - от древних погребальных традиций Руси до официального траура в европейском стиле. Что было старым, а что новым?
Когда великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного, был похоронен, присутствующие на церемонии плакали и стонали так громко, что похоронная речь митрополита Даниила и прощальные слова московских бояр не были слышны. Но никто не пытался остановить стоны - в те времена считалось, что чем громче плач, тем лучше. Среди знати, а также среди простых людей, профессиональные плакальщицы нанимались для похорон, что для церемония похорон выглядело «уместно».
Царское погребение в Московском государстве было, по сути, таким же, как погребение простого человека, только дороже. Эта традиция была нарушена Петром Первым, последним царем старого московского царства и в то же время первым императором Российской империи, который перенес столицу в Петербург. Но прежде чем «присутствовать» на его похоронах, давайте посмотрим на погребальные обряды московских царей.
Как цари были похоронены до Петра Великого
Первым после смерти царя было решение вопроса о наследовании. После смерти Василия III бояры сначала поклялись в верности сыну великого князя, маленькому Ивану, и супруге его матери Елене Глинской, и только после этого началось похоронное разбирательство.
Московских царей обычно хоронили на следующий день после их смерти или в тот же день, если они умерли утром по понятным причинам - в отсутствие холодильников или методов бальзамирования тело должно было быть похоронено до того, как оно начало заметно разлагаться. Таким образом, разбирательство было проведено довольно быстро.
Первые люди, которые узнали о смерти царя, были боярами и патриархом. Один звонок прозвенел, чтобы отметить печальное событие. Царское тело было вымыто священниками и одето в парадную одежду из лучших тканей. Использовались белый, красный, зеленый цвета в сочетании с цветами власти - малиновый, серебряный, золотой. Только цари, принявшие схиму - строгий монашеский обет - перед смертью были одеты в черное. Василий III и позже его сын Иван Грозный были, по-видимому, единственными царями, которые сделали это. Гроб был деревянный и имел темно-бордовую обивку; на месте захоронения этот гроб должен был быть помещен в другой, каменный.
Ближайший круг прощался с царем внутри дворцовых залов. Скорбящие, в отличие от умершего царя, должны были быть одеты в черное и голубое. Одежда должна была быть рваной и старой. «Опрятность воспринималась как неуважение к покойному - человек, оплакивающий родственника, не должен проявлять ни малейшего беспокойства по поводу своего собственного наряда», - пишет историк Марина Логунова.
Похоронная процессия направилась к Архангельскому собору в Московском Кремле, главном некрополе русских царей. Если женщина из царской семьи умерла, она должна была быть похоронена в Вознесенском монастыре Московского Кремля (разрушена в 1929 году).
Духовенство возглавило шествие, причем главным из них был священник (Патриарх или митрополит Московский), идущий прямо перед гробом. Гроб несли благородные бояре, чередовавшиеся в соответствии с их иерархическим положением на государственной службе. За гробом следующий царь шел первым. Таким образом, Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, следовал за гробом своего отца, одетый в черную шляпу и с черным посохом в руке - но на самом деле он не ходил, его носили на переносном трон, потому что он был хромыми. За новым царем следовали его родственники, а затем князья, бояре и дворянство. Мирянам и простым людям не разрешили присоединиться к шествию, которое тщательно охранялось.
Прямо перед похоронами все просили прощения у покойного царя - тоже русская традиция, как и громкий плач. В течение 40 дней после захоронения священники постоянно читали молитвы на могиле - в то же время траурные службы для царя проводились ежедневно в течение 40 дней во всех церквах. Через 40 дней производилось раздача щедрых милостыни для нищих и бродяг, царской семьёй и дворянством. Сумма по сравнению с годовым бюджетом страны должна была быть потрачена на то, чтобы должным образом попрощаться с царем.
Странно, но смерть каждого царя вызывала волну преступлений. Амнистия преступников была также популярным способом для государственной власти показать свое великодушие. Через несколько недель после похорон царя грабители и разбойники выходили из тюрем и возвращалисьь к своему ремеслу. Все это было сметено и отреставрировано Петром Первым.
Почему Петр Великий любил похороны
Петр Великий любил посещать похороны знатных русских и иностранцев. В 1699 году умер его друг и помощник Франц Лефорт. Петр очень оплакивал своего друга, но не по старому московскому стилю.
Лефорт был похоронен так, как хоронили дворян в Европе - с полком, похоронным оркестром, с несколькими группами лошадей, одетых в черные конские попоны. За гробом были принесены почести Лефорта, и артиллерийский салют был дан, когда гроб был опущен в могилу, Петр произнес похоронную речь. Еще одной замечательной деталью были два рыцаря.
Церемония похорон французских королей была образцом того, как проводились все похоронные церемонии европейских монархов (и Петр хотел, чтобы его похороны проводились таким же образом). По французской традиции, когда король умер, на городскую площадь отправили двух вестников, чтобы объявить скорбное событие. Первый вестник, одетый в траурное платье, объявил: «Король мертв!» и сразу после этого второй вестник, одетый в парадный наряд, объявил: «Да здравствует король!» на фоне фанфар звучит. Этот акт символизировал преемственность власти короля. В России (как в некоторых немецких герцогствах, откуда появился Франц Лефорт) эту церемониальную функцию выполняли два рыцаря.
Рыцарь в золотых доспехах с поднятым мечом символизировал жизнь и новую монархию; в то время как темный рыцарь с мечом, указывающим на землю, был изображением смерти. Последний раз, когда два рыцаря приняли участие в похоронной процессии, были похороны Александра III (7 ноября 1894 г.), последние официальные похороны правящего Романова в истории.
Петр запретил траур и плакать на похоронах. Церемонии должны были стать торжественными. Сам Петр стал дизайнером новых похорон. 4 апреля 1723 года он приказал российским посланникам за рубежом прислать ему описания европейских похорон, на которых они присутствовали. Похоже, что Император, чувствуя приближение собственной смерти (у него были заболевания мочевого пузыря и почек ), заранее спланировал свою церемонию. Он также «проверил» свои идеи во время похорон сановников и родственников. Петр любил посещать похороны, особенно иностранцев, которые умерли в России.
Согласно новым правилам, прощание с умершим стало церемонией. Методы бальзамирования начали применяться. Одной из первых русских королевских особей была забальзамирована Наталья Алексеевна, младшая и самая любимая сестра Петра. Когда она умерла в 1716 году в возрасте 42 лет, Петр был за границей. Он приказал, чтобы тело его сестры было забальзамировано, чтобы он мог попрощаться, когда он вернется. Петр вернулся через месяц и попрощался. Тело его сестры, однако, не было выставлено на всеобщее обозрение; только несколько человек видели это, но бальзамирование, очевидно, прошло хорошо.
Не в случае с самим Питером. Он умер 28 января и был похоронен 10 марта 1725 года. Через 10 дней после его смерти тело почернело и начало разлагаться - бальзамирование не было успешным из-за природы болезней, которые отправили его в могилу. Петр умер от воспаленного мочевого пузыря. Бальзамирующие жидкости не могли остановить гниль, которая продолжалась в теле мертвого императора, но его жена, следующая императрица Екатерина I, отказалась похоронить Петра ранее.
Как был похоронен Петр Великий
В то время похороны Петра были беспрецедентными по своим масштабам. Мероприятие было организовано специально организованной траурной комиссией во главе с Якобом Брюсом (1669-1735), государственным деятелем и ученым, одним из ближайших друзей Петра. С 30 января тело Петра было выставлено в одном из залов Зимнего дворца для родственников и государственных деятелей. 8 февраля Фридрих фон Берггольц (1699-1765), который жил и служил в России, писал: «Тело императора уже стало очень черным и испорченным; не всем позволено это увидеть ».
Однако с 13 февраля тело было выставлено в другом, более крупном и специально украшенном траурном зале Зимнего дворца. Это было 200 кв м и было обито черной тканью. Необычным было полное отсутствие русских православных икон в зале. Император лежал в гробу на постаменте, одетый в малиновый костюм с серебряной нитью. Вокруг гроба были размещены государственные символы, оригинальные царские регалии, царские ордена и украшения. Внутри зала были установлены аллегорические скульптуры, пирамиды и обелиски, расписанные бронзой, но, очевидно, сделанные из дерева. Над шестью дверями, ведущими в зал, были размещены гербы всех российских городов.
Дюжина чередующихся генералов, придворных и сановников стояла на страже у гроба 24 часа. Доступ к телу был предоставлен любому, и зал всегда был полон стонов и плача простых людей - хотя Питер запрещал это, каждый день слышали плач, вопли и стоны.
Екатерина I, императрица, была больше всех стонала. Каждый божий день она приходила к гробу. Вице-адмирал Франсуа де Вильбуа (1681-1760) вспоминал: «Она пролила слезы в количестве, которое всех удивило, никто не мог понять, как такой резервуар с водой мог вписаться в голову одной женщины. [...] Многие люди сознательно приходили во дворец в те часы, когда императрица приходила к телу - чтобы посмотреть на ее плач ». Кэтрин несколько раз просили хотя бы закрыть гроб - тело Императора протекло. Но Императрица была непреклонна - вероятно, она решила строго следовать посмертным приказам своего мужа, несмотря ни на что.
Петр был похоронен 10 марта. Шествие было огромным и, вероятно, насчитывало несколько тысяч человек; один только гвардейский полк насчитывал 11 000 человек. Весь Петербург был украшен траурными цветами. Пушки стреляли каждую минуту во время церемонии.
Последнее прощание состоялось в Петропавловском соборе внутри Петропавловской крепости. Но Собор еще не был закончен - так что Петра опять не похоронили. Его гроб стоял внутри собора. В 1727 году к нему присоединился гроб Екатерины I. Только 29 мая 1731 года они были похоронены в двойном склепе под собором. Петра и Екатерины нельзя эксгумировать - чтобы это сделать, Петропавловский собор должен быть снесен.
Петр был первым русским монархом, который был изображен после его смерти. Не только портреты были сделаны несколькими художниками, но также была сделана посмертная маска. Специальный альбом, посвященный похоронной церемонии Императора, был создан и отредактирован Джейкобом Брюсом. В качестве иллюстрации этого альбома неизвестным художником была создана гравюра длиной 30 футов, изображающая всю процессию с указанием имен, названий и позиций всех участников
Русские люди ответили на все это очень по-русски. В 1725 году неизвестный русский художник создал лубок «Мыши хоронят кота» - народное искусство, которое будет продаваться на ярмарках и рынках для развлечения простых людей. Этот лубок явно издевался над изображением похоронной процессии Петра. Для русских тех времен дворянство, оплакивающее жестокого, ужасающего царя, выглядело, как мыши, оплакивающие кошку, которая только недавно преследовала и ела их.
ПОДПИШИСЬ, КОММЕНТИРУЙ.