Привет, Друзья!
Мы уже кратко поговорили про фильмы "Гоголь. Начало", "Гоголь. Вий", "Гоголь. Страшная месть" и про фольклорно-готические мотивы повести Николая Васильевича.
Сегодня давайте ненадолго отвлечёмся от кино и узнаем, как на самом деле выглядел писатель.
Внимание! Пожалуйста, читайте эту запись после просмотра всех частей трилогии.
Существует легенда от создателей фильма: гримёры решили отказаться от пластического грима при создании образа Гоголя и нацепили на Сашу Петрова усы и парик — вроде похоже. Но вот какая неприятность: только исполнитель заглавной роли надевал парик, у него начиналась тахикардия. Один из продюсеров пошутил: причина в том, что парик был сделан из настоящих волос Гоголя. Плохая шутка, тьфу.
Похож ли Александр Петров на Гоголя? Давайте подумаем, а что вообще мы знаем про истинный облик писателя. С детства мы помним портреты в учебниках, например:
Это, наверно, самый известный портрет Николая Васильевича, исполненный учеником Карла Брюллова художником Фёдором Антоновичем Моллером. Гоголь заказал портрет в 1841 году, находясь в Италии. Писатель специально готовился к позированию: подбирал костюм, думал, как и с каким выражением склонить лицо. Как писал поэт и переводчик Николай Васильевич Берг: "Гоголь, по-видимому, думал как бы сняться покрасивее, надел сюртук, в каком его никогда не видели ни прежде, ни после, растянул по жилету невероятную бисерную цепочку; сел прямо, может быть, для того, чтобы спрятать от потомков, сколь возможно более, свой длинный нос, который, впрочем, был не особенно длинен".
Нам не повезло: нет ни одного прижизненного снимка Александра Сергеевича Пушкина за исключением одного невнятного дагерротипа, являющегося, скорее всего, плодом ловкой мистификации. Гоголя же вполне могли сфотографировать: он умер на 17 лет позже, чем Пушкин. Посмотрите, пожалуйста, на этот групповой снимок:
Обратите внимание на человека с тросточкой в середине верхнего ряда. Снимок сделан в 1845 году фотографом Сергеем Левицким в Риме, где он встречался с русскими художниками. Гоголь на тот момент жил в Риме почти 10 лет — с 1836-го, и придворный фотограф Сергей Львович Левицкий уговорил писателя присоединиться к компании художников для снимка. Впервые дагерротип был опубликован Владимиром Васильевичем Стасовым в журнале "Древняя и Новая Россия". Стасов писал: "Какой тут богатый материал: и архитекторы, и живописцы, и скульпторы, и всякие другие, и Рим, и Россия, и — Гоголь надо всем!!!"
В 1902, к пятидесятилетию со дня смерти Гоголя, изображение Николая Васильевича было выделено из группового снимка, переснято и увеличено в студии фотографа Карла Фишера:
Гоголь на фото — щёголь и не похож на заросших бородами художников. Он очень стильный (и даже немного напоминает Эдгара По). Давайте обратим внимание на такой интересный факт: на оригинальном групповом снимке нос писателя совсем не так огромен. Есть ощущение, что выдающийся фотограф Карл Фишер и его подмастерья воспользовались Photoshop'ом начала 20-го века: много ретуши и пластической хирургии карандашом. Все знают, что у Гоголя большой нос? Хорошо, подрисуем.
К сожалению, несмотря на многочисленные свидетельства и одно фото (вроде бы реальное), мы не можем сказать абсолютно точно, как выглядел Николай Васильевич. Но если внимательно смотреть на групповой снимок, то становится очевидным, что выбор Александра Петрова на роль писателя не случайна. Пожалуйста, не забывайте, что по фильму Гоголю 20 лет, а фото, которое я представил выше — 36-летнего писателя.
Друзья, интересные факты и обсуждение плюсов и минусов фильмов — в следующем обзоре.
Как говорят классики: ставьте лайки и подписывайтесь.
При написании обзора использовались материалы фильма Леонида Парфёнова "Птица-Гоголь" и сайтов: https://ru.wikipedia.org/, https://uk.wikipedia.org/, https://en.wikipedia.org/, http://literatura5.narod.ru/, https://sadalskij.livejournal.com/ и другие источники.