Недавно мы на канале @magasconsulting просили пройти опрос, чтобы по методу профессора Хофстеде идентифицировать культурные особенности жителей Республики Ингушетия.
В этой статье разберём один из пяти показателей, предложенных Хофстеде, а именно - индекс дистанции власти.
Справка из Википедии:
Индекс дистанции власти (англ. Power Distance Index) — характеристика общества, которая описывает жесткость существующей в нем социальной иерархии и степень принятия такой иерархии членами этого общества. Индекс описывает не столько наличие иерархии, сколько ее влияние на взаимодействие между людьми и на функционирование социальных институтов.
Исследование Хофстеде показало, что носители разных культур, даже находясь в рамках одних и тех же типов социальных иерархий (например, начальник — подчиненный, учитель — ученик, пожилой — молодой человек и др.), демонстрируют разное поведение и разные паттерны взаимодействия. Как показали дальнейшие исследования, эти культурные паттерны имеют прямое влияние на эффективность работы организаций, производительность труда и даже общественную безопасность.
Индекс дистанции власти (PDI) в случае с Республикой Ингушетия равен 58.
Согласно теории Хофстеда, на уровне культуры происходит «коллективное программирование» сознания. Этапами «программирования» выступают семья, школа (университет) и работа. Влияние этих социальных институтов на мировоззрение человека велико. Сопутствующими факторами «коллективного программирования» являются государственная власть и идеология той страны, где живет человек.
Именно в семье начинается первый этап «ментального программирования». Традиции, правила и нормы поведения передаются ребенку от окружающих его взрослых людей.
Так, в семьях из стран с большой дистанцией власти ребенок должен уважать и слушаться старших - родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей и даже старших братьев и сестер. Непослушное, независимое поведение и самостоятельность не поощряются. В обществе с большой дистанцией власти ребенок познает мир через опыт родителей, а не сам. Как следствие, на протяжении всей жизни человек остается зависимым от родителей (например, принятие важных решений, только посоветовавшись с родителями), которые являются авторитетом для своих детей.
В семьях из стран с маленькой дистанцией власти,отношения родителей и детей основаны на равенстве. На детей распространяются те же права и ответственность, только пропорционально возрасту. Ребенку позволено возражать родителям, с раннего детства он учится говорить «нет». Поощряется самостоятельность и независимость. Родители позволяют ребенку самостоятельно познавать окружающий его мир, учат контролировать свои поступки.
При большой дистанции власти характерны следующие представления о реальности:
1. Родители учат детей безусловному послушанию.
2. Дети слушаются родителей.
3. Предполагается, что инициатива в классе полностью зависит от учителя.
4. Преподаватели - это учителя, которые передают персональную мудрость.
5. Люди придерживаются примерно одного того же взгляда на жизнь, независимо от образования.
6. Иерархия в организации означает объективную разницу между высшим и низшим.
7. Централизованное управление.
8. Очень большая разница между минимальной и максимальной зарплатой в организации.
9. Подчинённые ждут от руководства строгих указаний.
10. Идеальный начальник - строгий автократ («строгий, но справедливый отец»).
11. Привилегии и символы, подчёркивающие высокий статус менеджера, считаются справедливыми.
12. Разница между людьми нормальна и поощряема.
13. Люди, не обладающие властью, должны зависеть от людей, обладающих властью.
Некоторые исследования утверждают, что между коррупцией и индексом дистанции власти существует прямая корреляция, т. е. чем выше индекс дистанции власти, тем больше коррупции в обществе.
Magas Consulting
Подписывайтесь на наш канал в телеграм: @magasconsulting