Конечно, "Holidays In Eden" не был очевидным провалом: альбом продался очень неплохим тиражом, в один из его синглов даже занял достаточно высокие позиции в английских чартах. Только вот так уж вышло, что альбомом остались недовольны как сами музыканты (они хотели записывать нечто более экспериментальное), так и их звукозаписывающий лейбл (он хотел гораздо более значительных продаж), так что Marillion снова оказались на перепутье. Что делать дальше? - продолжить погружение в коммерческую музыку и наслаждаться ежесекундной славой, или же попробовать сотворить что-то на века? Озарение снизошло внезапно и незапланированно: Стив Хогарт, наткнулся в газете на историю девочки, которую нашли под мостом недалеко от Бристоля. Она была потеряна и отрешена от мира, не помнила своего собственного имени и не хотела говорить со следователями; никто так и не выяснил, что случилось и что довело её до такого состояния. Хогарт решил использовать этот сюжет при записи нового альбома и так родился шедевр – Brave.
На время записи пластинки группа удалилась во французский замок Маротт, где экспериментировала со звучанием и пыталась выжать из своих инструментов доселе невиданные и прекрасные звуки. Дошло до того, что определённые музыкальные пассажи Marillion записывали в близлежащей пещере, что придало инструментам загадочное, таинственное и атмосферное звучание. Этот трюк позже повторит группа Radiohead на "OK Computer", наглым образом скопировав идею у Marillion и получив за это тысячу похвал: ещё один пример несправедливости, царящей в мире музыки, особенно мейнстримовой. Но не будем о грустном. На запись Brave было потрачено полтора года упорных трудов и работы, и, соответственно, результат был впечатляющим. Оригинальная история про потерянную девочку была дополнена вымышленными фактами: группа попыталась объяснить, как она дошла до такого состояния и что на неё так сильно повлияло. Тема одиночества, отчуждённости и враждебности мира проходит стержнем через альбом: главная героиня является типичным представителем «лишнего человека». Она, сама того не зная, идёт против сложившейся системы и не понимает тех зыбких и зачастую лживых основ, на которых держится наше общество. Действительно, открывающая песня альбома, Living With The Big Lie (следующая за интро под названием Bridge), прямым текстом напоминает слушателю обо всех условностях и заблуждениях, которые преследуют нас в современном социуме.
Песня ставит перед слушателем условие: либо он привыкает к существующей лжи и несправедливости, или же становится «лишним человеком», «ненужной деталью большой машины». Эта песня как бы расчерчивает место действия и поднимает занавес, подводит нас к самой истории потерянной девочки, описывает общество, в котором она воспитывалась и росла. Одновременно “Living With The Big Lie” – идеальный комментарий к состоянию общественности и политического устройства, который актуален и по сей день. Композиция начинается с тихого вокала, Хогарт будто бы нашёптывает нам о рождении главной героини, но по мере музыкального развития, песня становится всё громче и беспокойнее, показывая нам хаос и неразбериху окружающие всех нас. Открывающая песня – и уже шедевр.
Далее следует грустная и меланхоличная "Runaway", описывающая главную героиню и рассказывающая о её мятежном характере и постоянных побегах из дома. До боли красивый и нежный трек (выполненный в стиле более ранних песен группы – "Warm Wet Circles" и "Holloway Girl"), настраивающий зрителя на нужный лад и подводящий её к тому, что последует далее: воспоминаниям девочки о её прошлом. Выясняется, что к не постоянно приставал её отец-алкоголик, отчего она и вынуждена была постоянно жить на улице и избегать своих родителей. Как и в прошлой песне, — начало тихое и меланхоличное, а конец громогласный и даже немного агрессивный, как будто бы отражающий эмоции бедной девочки.
"Goodbye To All That" – отсылка к настоящему моменту в истории, когда полиция уже обнаружила главную героиню: она пытается вспомнить свою жизнь после побега, когда она пробовала наркотики и впадала в долгие отключки, сопровождающиеся видениями и депрессивными снами. Самая длинная песня на альбоме, она инкорпорирует в себя мелодии со всего альбома, погружая нас в водоворот мыслей главной героини и пуская слушателя в путешествие по самым затаённым уголкам её души: здесь есть и лирические моменты, и психоделические секции, и даже нервозные отрезки, во время которых девочка заявляет, что «её уже никто не спасёт». Последующая "Hard As Love" – важный элемент истории и гениальная песня в отдельности: главная героиня рассказывает о своей безответной любви, как со стороны своего друга, так и со стороны родителей. По словам группы, нет ничего сложнее любви, ибо она не просто возносит нас на небеса и дарит нам счастье, но также может и разбить и уничтожить нас.
"The Hollow Man" – ещё один шедевр, одна из самых грустных и депрессивных песен, когда-либо выпущенных группой. Однако стоит признать, что именно в таких грустных песнях и таится всё то великолепие и хрупкость, которая свойственна многим творениям человечества: только через тоску мы можем передать всё ту красоту, живущую внутри нас. В лирическом плане песня рассказывает слушателю о той пустоте, которая присутствует в современном социуме – когда люди просто живут по инерции, не вдаваясь в смысл своего существования и не пытаясь понять, почему они делают то, что они делают. Главная героиня понимает, что она тоже становится пустышкой, так как не видит для себя места в мире, когда даже дома её ждёт ненависть и зло. "The Hollow Man" – одна из тех песен, которая может достучаться до наших самых сокровенных эмоций и изменить и очистить нас. Прослушивание просто обязательно.
Продолжает рассказ монументальная песня "Alone Again In The Lap Of Luxury", ещё глубже погружающая нас в ситуацию, сложившуюся в её семье: любовь её матери, непристойное поведение отца, который при этом обладал довольно большими средствами, её постоянное одиночество и страдания от домогательств и неразделённой любви. Как и "Goodbye To All That", песня состоит из нескольких секций, каждая из которых всё ближе знакомит нас с главной героиней и её разумом. Песня обладает невероятно цепляющей и запоминающейся мелодией, что позволило выпустить её в качестве сингла, причём довольно успешного.
Следующая за ней "Paper Lies" является своеобразной интерлюдией, показывающей нам как современные средства массовой информации растягивают правду и просто лгут ради больших продаж и угождения политической конъюнктуре. Одна из самых «тяжёлых» (в понимании творчества группы конечно) и быстрых песен на альбоме, "Paper Lies" отвлекает слушателя от основного нарратива, но приводит нас к мысли о том, что истории о настоящей потерянной девочке была неправильно подана СМИ. Как мы все прекрасно знаем, умалчивание фактов и раздутие новостных сюжетов ради сенсации являются одними из самых любимых методов газетчиков и журналистов.
Заглавная композиция альбома, "Brave", погружает нас в грустные и отчаянные мысли девушки, которая мысленно готовится к самоубийству: её родители и окружающее общество не принимают её, и она понимает, что для неё нет места ни в этом городе, ни на всей планете. Мы потихонечку подходим к апофеозу альбома и одной из лучших песен, когда-либо записанных человечеством – "The Great Escape". Тут, честно говоря, бессмысленно что-либо описывать: такие песни нужно просто слушать. Девушка приходит к выводу, что она не может жить в мире лжи и ненависти и решает прыгнуть с моста. Три секции песни отправляют слушателя в настоящий водоворот эмоций: тоска сменяется агрессией, агрессия превращается в любовь, а любовь трансформируется в отчаяние. Редко когда человечество записывало хоть что-то отдалённо похожее на эту песню по красоте и силе влияния.
Интересно, но у альбома есть две концовки – одна из них плохая, где девушка прыгает с моста и умирает: на такой версии альбома история заканчивается на "The Great Escape", за которой следует около 20-и минут шума воды. Смерть девушки приносит ей покой и облегчение. Более распространённая версия пластинки содержит ещё одну песню – "Made Again", которая намекает слушателю, что девушке удалось выжить после своего падения. Как следствие, она теряет память, забывает своё имя и как будто бы очищается от всей той скверны и зла, которое всю жизнь впивало свои когти в её душу. Ещё один несомненный шедевр, настраивающий нас на радостный и оптимистичный лад и говорящий нам, что в человеке, не смотря на всю ту ложь, окружающую нас, таится добро и красота. Нужно лишь найти их под спудом мишуры и лишних слоёв, которыми обволакивает нас социальная конъюнктура.
Тихая, атмосферная, трансцендентальная и одновременно волнующая, агрессивная и вызывающая музыка пронизывает весь альбом, отправляя нас в бурное путешествие по человеческой сущности. Действительно, более откровенного и эмоционального альбома группа ещё не записывала: результат был настолько ошеломляющий, что исходный тираж альбома был распродан за несколько недель: пришлось допечатывать (вот EMI-то рады были). Феноменальное и органичное звучание, переполненное нежными гитарными переливами и техничной игрой на ударных инструментах и синтезаторах, дополняется сторонними инструментами и даже целым симфоническим оркестром. Тихие отзвуки, шёпот, ambient-отрывки, радиовставки и струнные полотна, — всё это придаёт альбому Brave непередаваемое звучание, с которым до сих пор не может сравниться ни один альбом в мире. Отдельной похвалы заслуживает, конечно же, вокал Стива Хогарта, который вкладывает в исполнение весь свой талант, отворяя нам свою душу и показывая мастерство писателя текстов песен. Бессмысленно дальше анализировать и разбирать на составляющие этот шедевр, — если вы ещё не послушали его, то рекомендую немедленно исправить этот свой жизненный недочёт.
Между прочим, по альбому был также снят фильм, но ограниченный бюджет и непрофессиональная режиссёрская работа не позволили ему стать полноправным шедевром. Получилось лишь неплохое кино с великолепнейшей музыкой...