Найти тему
dennis caudillo

"Никогда не читайте советских газет!" Евгений Евстигнеев.

в роли майора НКВД Симакова, телефильм "Вариант Омега"
в роли майора НКВД Симакова, телефильм "Вариант Омега"

Так уж совпало, что недавно я смотрел по телевизору передачу о том, как снимали фильм «Зимний вечер в Гаграх», незадолго до этого, тоже по ТВ, пересматривал трехсерийный фильм «Последнее лето детства».

А сегодня попалось в ленте замечательное, мудрое высказывание «Артистов, кинувшихся в политику, вообще понять не могу. Наша профессия позволяет со сцены или экрана сказать куда больше и, главное, проникновеннее, чем с трибуны»( https://zen.yandex.ru/media/sovet_kino/mudrye-slova-evgeniia-evstigneeva-o-politike-za-kotorye-ia-snimaiu-pered-akterom-shliapu-5eee1dfb2789f84b2361ad44#comment_394980761),

…и на меня нахлынули воспоминания о ролях Евгения Евстигнеева. Самые первые – это режиссёр народного театра, пришедший из спорта (или просто фанатеющий от футбола) в лирической кинодраме «Берегись автомобиля» и конкретный такой вор Ручечник, «работающий» с иностранцами из МВИН. Уже пересматривая последние разы и без того известный фильм, я чувствовал, насколько поиздевались друг над другом Ефремов и Евстигнеев, когда Евгений Александрович выговаривает смущенному Подберезовикову – «… а то я вас выведу с поля, то есть с репетиции».

Чем-то сродни Ручечнику были криминальный авторитет «Папа» в одном из эпизодов фильма «Мы из джаза» и аферист Навроцкий, вывозящий ткани с фабрики под видом брака или третьего сорта. Но и тот, и другой – своего рода образы «комбинаторов» разного уровня времён НЭПа, стоящие в одной галерее со скромным конторским служащим Александром Ивановичем Корейко с одной стороны и амбициозным инженером Петром Петровичем Гариным с другой. Говорят, стоило Евгению Александровичу надеть пиджак и шляпу – и он преображался, в мгновение становился аристократом.

Воробьев в «Стариках-разбойниках» и Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны» - оба по-своему мягкие, придавленные обстоятельствами, любящие жизнь и не терпящие фальши. Нетипичный и для того кино, и для нынешних сериалов чёткий, но не грубый, и понимающий подчинённых майор НКВД Симаков в «Варианте «Омега». Самоуверенный и инфантильный министр «правительства в изгнании» Корзухин в «Беге» - одна сцена игры в карты с Чарнотой многого стоит. Или забитый матушкой-тираном интеллигентнейший художник Николай Петрович в комедии "По семейным обстоятельствам".

Однако самой любимой своей ролью Евгений Александрович называл профессора Преображенского, уходящего в прошлое аристократа...

"Никогда не читайте советских газет!"
"Никогда не читайте советских газет!"