Найти тему

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»

И.В. Сталин
И.В. Сталин

С конца 20-х годов в СССР установилась диктатура Сталина, в ходе которой были разрушены многие традиции русской культуры. Контроль государства над культурной сферой принял тотальный характер. В годы первых пятилеток финансирование просвещения и культуры велось по остаточному принципу. Государственный бюджет в первую очередь уходил в те отрасли науки, результаты исследований в которых приносили в кратчайшие сроки практическую пользу. Постепенно исчезли существовавшие в 20-е годы съезды и конференции интеллигенции. Содержание общественных наук полностью определялось установками изданного в 1938 г. «Краткого курса истории ВКП(б)». Все основные вопросы культуры решались лично Сталиным и Политбюро ЦК ВКП(б). Когда ученые отстаивали позицию, не сходную с главенствующей линией партии, они подвергались репрессиям.

Несмотря на то, что культура финансировалась в последнюю очередь, Сталин уделял ей необычно большое, пристальное внимание. Он был руководителем страны на этапе её становления и решительных преобразований и на все смотрел с точки зрения большой политики. Поэтому и культура была поставлена на службу советской власти. То, что не соответствовало идеологии партии, быстро искоренялось и подвергалось, как правило, репрессиям. Сталин держал каждого деятеля культуры на самом коротком поводке, ведь ничто не ускользало от пристального внимания великого вождя.

Время правления И.В. Сталина (1924-1953 гг.) стало своеобразной проверкой на прочность: кого-то окончательно сломали, кто-то продолжал творить, несмотря на опалу, а кто-то охотно совместил творчество с «заказом» эпохи, советской власти.

В 1934 г. на I съезде советских писателей «социалистический реализм» был провозглашен главным методом создания творческих произведений. В соответствии с этим методом писатели, художники и др. деятели культуры, по сути, должны были обращаться только к указанным партией темам и показывать не то, что было в действительности, а то, что должно существовать в идеале. Ведущими темами литературы 30-х годов были революция, коллективизация, индустриализация и борьба с «врагами народа». Наиболее заметными произведениями этого времени стали романы «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, выходившие массовыми тиражами.

С конца 20-х годов в репертуаре театров прочно утвердилась советская драматургия («Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского и др.). Особое внимание со стороны партийных органов и лично Сталина, который просматривал все выпускаемые фильмы, уделялось кинематографу. В 1931 г. появился первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь». Музыкальная жизнь страны связана с именами С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова, И.О. Дунаевского.

В 1932 г. были созданы республиканские союзы художников и Союз советских архитекторов. Внутри этих союзов постоянно велась борьба с каким-нибудь, так сказать, «отклонением» в искусстве от идеологической линии партии. Впоследствии травле подверглись художник А.В. Лентулов, кинорежиссер С.М. Эйзенштейн, поэт Б.Л. Пастернак и др. В годы «большого террора» было репрессировано более 600 советских писателей, среди них Б.А. Пильняк, О.Э. Мандельштам, А.П. Платонов, А.И. Солженицын и др. Остававшиеся на свободе были вынуждены скрывать рукописи своих произведений (роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова опубликован лишь в 1966 г., «Реквием» А.А. Ахматовой – в 1987 г.). Были также репрессированы режиссёр В.Э. Мейерхольд, художники М.К. Соколов, М.З. Рудаков и многие другие.

Изощренной травле подверглись писатели А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, композиторы В.И. Мурадели, Д.Д. Шостакович. Попавшие в опалу творческие работники не имели возможности публиковать свои произведения, их исключали из профессиональных союзов, даже привлекали по уголовным статьям.

Кроме того, стоит упомянуть уже известного нам К.И. Чуковского, который говорил: «В России надо жить долго, тогда до всего доживешь». И ведь он дожил до лучших времён, несмотря на гонения со стороны власти, которые начались ещё во времени Императорской России и продолжились уже при советской власти: исключение из гимназии по циркуляру «о кухаркиных детях», критика со стороны советской системы, которая усматривала в произведениях Корнея Чуковского политический подтекст, называя его труды «буржуазной мутью». Все эти события не сломили дух писателя, и он продолжал писать свои сказки для детей.

В заключение поразмыслим по поводу следующих слов: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Эту фразу мы встречаем в стихотворении А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» 1824 г. Вдохновение заключается в том, что поэт вкладывает душу в свои труды, все свои жизненные силы и переживания, чтобы показать истинную значимость тех или иных вещей. К тому же всегда ли нужно вдохновение для того, чтобы заработать на своих произведениях? В этом могут скрываться корыстные побуждения, стремление извлечь выгоду, поскольку поэзию можно умело использовать в коммерческих и идеологических целях. И наличие вдохновения здесь совсем необязательно, ведь «на заказ» можно писать любые вещи, к которым ты не имеешь никакого отношения и которые у тебя не вызывают абсолютно никаких чувств по отношению к ним. В том-то и состоит отличие вдохновения и продажи рукописей, что вдохновение предполагает свободу мысли, связь с душой и не стремится заработать на результате своего труда, а продажа – любыми способами приумножить свой заработок и, возможно, в каком-то смысле обезопасить себя со стороны влиятельных людей и снискать у них признание. Поэтому-то «можно рукопись продать», но никак не вдохновение.

Как бы Вы объяснили выражение «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»? Что Вы думаете о правлении И.В. Сталина, СССР и в целом коммунизме?