Найти тему
Бизнес без потерь

14 принципов управления, которые должен знать каждый руководитель (продолжение)

В прошлой статье я рассмотрел 5 принципов управления из 14, сформулированный Анри Файолем, известным ученым в сфере управления. Ниже рассмотрены 4 принципа.

6 принцип управления – «Подчинение частных интересов общим»

«Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия…». На мой взгляд, не следование этому принципу препятствует развитию компании, порождает так называемые схемы «благодарности» или откатов, приводит к тому, что на руководящие и ключевые места ставятся не самые талантливые, а удобные люди и в целом создает неблагоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.

7. Вознаграждение персонала

Анри Файоль рассматривает различные формы вознаграждения. «Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего». Помимо заработной платы и премий, хочется выделить наиболее интересные: участие в прибылях и меры улучшения быта.

В свой работе приходилось встречаться с тем, что компания поощряла покупку акций сотрудниками, добавляя к уже купленным еще двойной пакет. Фактически сотрудник становился владельцем компании и напрямую был заинтересован в своих результатах, результатах коллег и компании в целом.

Если говорить о мерах улучшения быта, то внутри предприятия это создание комфортных рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм, организация столовой, комнаты отдыха, бесплатный кофе/чай. Вне предприятия это социальный пакет, который может включать добровольное медицинское страхование, оплата обучения, компенсация оплаты квартиры, оплата образования детям и др.

Подобные способы вознаграждения могут «улучшить быт, а следовательно и личные качества персонала, стимулировать усердие…»

8. Централизация

Если собственник/руководитель справляется с управлением, сам контролирует ситуацию и принимает все решения, то он может оставить «помощникам роль простых исполнителей». Это максимальная степень централизации. При децентрализации собственник/руководитель «предпочитает больше опираться на опыт, мнение и советы своих сотрудников», оставляя за собой «привилегию давать общие директивы». «Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность».

9. Иерархия

-2

Великий ученый показал на простой схеме очень важную проблему, которая для многих является камнем преткновения.

Чтобы согласовать сотруднику, находящемуся на карьерном уровне E в иерархической структуре компании, какое-либо решение с сотрудником уровня П другого подразделения, необходимо дойти до руководителя высшего уровня А, которому подчиняется другое подразделение и спустить приказ на согласование до уровня П, а затем обратно вернуться в начальную точку. Это и есть бюрократия, которая сильно тормозит многие процессы.

Проще создать мостик из Е в П, воспользуясь согласованием вышестоящих руководителей Д и О. Как точно подмечает Анри Файоль, «обычно думают, что главной причиной является боязнь ответственности», скорее всего это «результат недостаточной административной установки руководителей».

В следующей статье рассмотрим оставшиеся принципы управления Анри Файоля.