В прошлой статье я рассмотрел 5 принципов управления из 14, сформулированный Анри Файолем, известным ученым в сфере управления. Ниже рассмотрены 4 принципа.
6 принцип управления – «Подчинение частных интересов общим»
«Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия…». На мой взгляд, не следование этому принципу препятствует развитию компании, порождает так называемые схемы «благодарности» или откатов, приводит к тому, что на руководящие и ключевые места ставятся не самые талантливые, а удобные люди и в целом создает неблагоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.
7. Вознаграждение персонала
Анри Файоль рассматривает различные формы вознаграждения. «Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего». Помимо заработной платы и премий, хочется выделить наиболее интересные: участие в прибылях и меры улучшения быта.
В свой работе приходилось встречаться с тем, что компания поощряла покупку акций сотрудниками, добавляя к уже купленным еще двойной пакет. Фактически сотрудник становился владельцем компании и напрямую был заинтересован в своих результатах, результатах коллег и компании в целом.
Если говорить о мерах улучшения быта, то внутри предприятия это создание комфортных рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм, организация столовой, комнаты отдыха, бесплатный кофе/чай. Вне предприятия это социальный пакет, который может включать добровольное медицинское страхование, оплата обучения, компенсация оплаты квартиры, оплата образования детям и др.
Подобные способы вознаграждения могут «улучшить быт, а следовательно и личные качества персонала, стимулировать усердие…»
8. Централизация
Если собственник/руководитель справляется с управлением, сам контролирует ситуацию и принимает все решения, то он может оставить «помощникам роль простых исполнителей». Это максимальная степень централизации. При децентрализации собственник/руководитель «предпочитает больше опираться на опыт, мнение и советы своих сотрудников», оставляя за собой «привилегию давать общие директивы». «Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность».
9. Иерархия
Великий ученый показал на простой схеме очень важную проблему, которая для многих является камнем преткновения.
Чтобы согласовать сотруднику, находящемуся на карьерном уровне E в иерархической структуре компании, какое-либо решение с сотрудником уровня П другого подразделения, необходимо дойти до руководителя высшего уровня А, которому подчиняется другое подразделение и спустить приказ на согласование до уровня П, а затем обратно вернуться в начальную точку. Это и есть бюрократия, которая сильно тормозит многие процессы.
Проще создать мостик из Е в П, воспользуясь согласованием вышестоящих руководителей Д и О. Как точно подмечает Анри Файоль, «обычно думают, что главной причиной является боязнь ответственности», скорее всего это «результат недостаточной административной установки руководителей».
В следующей статье рассмотрим оставшиеся принципы управления Анри Файоля.