Однажды по весне в одной из организаций мне пришлось услышать от её сотрудника: «Как в таких условиях можно работать?!». Нет, не подумайте ничего плохого. С условиями работы, в привычном понимании, там было все в полном порядке. В тот момент мимо продефилировала женщина, как оказалось позже, финансовый директор. Её лицо озаряла улыбка, глаза сияли, стройная подтянутая фигура была облачена в модный брючный костюм из легкой ткани. Казалось, сама Весна ворвалась в открытое офисное окно, наполнив пространство комнаты солнечным светом, запахами свежей зелени и первых цветов, яркими эмоциональными переживаниями и размышлениями об этом удивительном феномене в мужском мире бизнеса – Женщине.
Занятие бизнесом по-прежнему считается прерогативой мужчин. Но современные женщины «наступают» и зачастую не уступают им в успешности. По всей вероятности, секрет в том, что мужчины занимаются бизнесом, а женщины его ведут. Мужчин больше занимает стратегия, принципы организации предпринимательской деятельности. Всю свою энергию они сосредотачивают на точке отсчета. Женщин беспокоит тактика, содержание, освоение бизнес-пространства. Это общая закономерность.
Мужчины занимаются бизнесом, а женщины его ведут.
Но есть разные женщины, которые в одной и той же ситуации позволяют себе вести себя совершенно по-разному. И одним это, как говорят, сходит с рук, а другим это почему-то непозволительно. Одни это делают легко, изящно, красиво, другим приходится напрягаться, и у них все равно ничего не получается. Но сменилась ситуация, и та, которая была легка, естественна и непосредственна, теряется, а другая вдруг выходит на первый план, как будто наступает ее время. Суть изменений - в социальных ролях, которые усваивают женщины, включаясь в реальную жизнь общества.
Ева Весельницкая, Мастер европейской эзотерической духовной традиции, называет четыре типа социализации женщины: ХОЗЯЙКА, ВОИН, ПРИЗ и МУЗА. Рассмотрим эти типы относительно ситуации ведения бизнеса. Конкретные примеры можно без особого труда обнаружить на своем предприятии. Достаточно внимательно присмотреться к Женщине-Хозяйка.
Женщина-Хозяйка
Само слово «хозяйка» вызывает ощущение теплой кухни, вкусного запаха в доме, чистых занавесок, прибранной квартиры. Любое место, где женщина этого типа долго бывает, в том числе и рабочее место, она будет стараться превратить в уютный дом. Женщина с такой социализацией может включиться в любую социальную роль, от домохозяйки и многодетной матери до директора завода или премьер-министра. Когда-то Екатерина Великая кокетливо писала Вольтеру: «Мое маленькое поместье Россия в полном порядке». Только Хозяйке придет в голову огромную Россию назвать «маленьким поместьем». Всю территорию, которая находится в сфере ее влияния, она воспринимает как целое, за которое она несет ответственность. Все, что связано с деятельностью по освоению этой территории, всегда будет носить творческий оттенок. Обратная сторона медали такой социализации – это бесконечные упреки в том, что никто не помогает содержать все это хозяйство, хотя любая попытка помочь воспринимается как агрессия, посягательство на границы ее мира. Женщина-Хозяйка замкнута в своем пространстве, ей трудно осуществлять социальную активность, бороться за справедливость, и чаще всего они проигрывают в этом.
Женщина-Воин
Основная характеристика этого типа – большая социальная активность. Эти женщины не склонны заниматься своим хозяйством, даже если это крупное предприятие, и предпочитают иметь кого-нибудь в тылу для этих целей, например, «маму-Хозяйку».
Такая женщина реализует себя творчески в общественных организациях. Для этого у неё есть силы, энергия, желание идти и добиваться, требовать и просить. Она изобретательна и находит всякие способы, чтобы помочь и другим. В качестве средств достижения целей она использует женское обаяние, внешний вид, превосходное чутье ситуации.
Но у них всегда есть сложности с мужской частью мира. Бизнес зачастую напоминает поле битвы. Женщине сражаться с мужчиной – дело не престижное. Мужчине биться с женщиной – занятие не пристойное. Несмотря на это, у женщины-Воина есть своя миссия, и она должна быть выполнена.
Женщина-Приз
Её предназначение – представить общественности тот мир, то учреждение, к которому она принадлежит. Эти женщины самим фактом своего появления вызывают определенный настрой, оценку того, что стоит за ними. Они несут функцию «сообщения». Женщина-Приз знает себе цену, она интересна и оригинальна в своих действиях.
Как социум относится к этим трем типам? Хозяйка всегда у костра, и все спокойны и знают, что она все сделает, что бы ей ни поручили. Если же надо куда-то пойти договориться о чем-то важном, то обычно безошибочно обращаются к женщине-Воину, зная заранее, что именно у нее это получится лучше всех. Женщину-Приз приглашают с собой особенно тогда, когда идут встречаться с незнакомыми людьми, нужными для дела. И она, иногда даже не произнеся ни слова, может гораздо лучше уладить любой вопрос, чем все ее коллеги вместе взятые.
А как складываются отношения между самими женщинами? Кстати, вопрос не праздный для предприятий, где женщины составляют подавляющее большинство. Женщина-Воин и женщина-Хозяйка прекрасно дополняют друг друга. А вот между женщиной-Хозяйкой и женщиной-Призом зачастую складываются конфликтные отношения. Ведь для первой главное навести порядок в Доме, а для второй – привести в порядок себя. Конфликт возникает из-за того, что поведение женщины-Приза кажется легкомысленным Хозяйке.
Женщина-Муза
Этот тип женщин в реальной жизни встречается очень редко, тем более в бизнесе. Нести вдохновение – чрезвычайно сложная работа. Даже молодая, здоровая, крепкая женщина способна выполнять эту работу лишь в течение непродолжительного отрезка своей жизни. Такая женщина должна быть свободна и социально, и внутри себя, то есть несколько неуловима… Такая появляется откуда-то, приходит, побудет и уходит… Появится, скажет что-то (в основном мужчинам)… Вызовет у них «А-а-ах!» Она уйдет, они выдохнут. И никто не знает, когда она придет и куда потом исчезнет. Максимально точное описание Музы можно обнаружить в книге Ивана Антоновича Ефремова «Таис Афинская». Такие женщины всегда несут в себе некоторую опасность, напряжение для всех остальных. Они вносят разлад в привычный размеренный ход жизни. Их вдохновляющий импульс тревожен тем, что никогда не известно, в какую сторону он реализуется.
Является ли какой-либо из названных типов социализации женщин наиболее эффективным для ведения производственных дел? Об этом читайте в статье "Женщины-начальницы в пространстве бизнеса".
Остались вопросы? Пишите!
Хотите узнать, к какому типу относитесь Вы? Запишитесь на психологическую консультацию.
Оставьте свои комментарии и, конечно, подписывайтесь на мой канал, читайте статьи, ставьте лайки, делитесь статьями в социальных сетях!
Еще больше о психологии человека, творчества и моды на моем сайте.
Полный текст статьи на сайте www.mayakiloshenko.com