Седьмая пуля. СССР, 1973. Режиссер Али Хамраев. Сценаристы Андрей Кончаловский, Фридрих Горенштейн. Актеры: Суйменкул Чокморов, Дилором Камбарова, Хамза Умаров, Нурмухан Жантурин, Талгат Нигматулин, Болот Бейшеналиев и др. 22,5 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Али Хамраев поставил 20 полнометражных фильмов, из которых только два («Чрезвычайный комиссар» и «Седьмая пуля») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В год выхода истерна из времен 1920-х «Седьмая пуля» на экраны кинокритик Константин Щербаков писал, что «предчувствие высокого профессионализма, которое родилось еще при знакомстве с именами создателей ленты,— это предчувствие не обмануло. Достоинством профессионализма отмечены в фильме детали, частности и общее, главное. А самое главное, самое важное в приключенческом фильме, в вестерне — это, конечно, герой. К нему стягиваются нити, ради него все затеяно, его неудача или удача определяют конечный итог ленты. Здесь я перехожу к работе Сюйменкула Чокморова. Поразительный все-таки артист, счастливая находка нашего кинематографа. Артист, за самой, казалось бы, обыденной внешностью которого — ненатужная, непоказная внутренняя значительность. Клокочущий темперамент спрятан, скрыт. Герой может безмятежно улыбаться, а под безмятежностью этой — нервное напряжение высшего накала. Движения медленные, будто бы даже расслабленные, но в них — готовность к прыжку, удару, молниеносному действию. И еще одно существеннейшее актерское свойство Чокморова — он умеет играть людей убежденных. Причем убежденных твердо, выношено, без фанатизма и истерической взвинченности. Герой Чокморова — для столкновений резких, быстрых, предельных, когда все решают секунды, и нейтральных решений быть не может. Актер, незаменимый для фильмов, подобных «Седьмой пуле» (Щербаков, 1973: 74-75).
Правда, далее К. Щербаков отметил, что, с его точки зрения, «пристального внимания к нравственному миру тех людей порой не хватает авторам «Седьмой пули». Профессионализм их временами оказывается холодноват, и тогда становится заметной попытка возместить недостаточную углубленность в мысли и чувства героя, в самую природу его конфликта с отрядом решениями чисто внешними, хотя и идеально соответствующими законам жанра» (Щербаков, 1973: 75). Щербаков К. Проверка жанра. 1973. № 4. С. 69-76.
Уже в постсоветские времена кинокритик Сергей Кудрявцев справедливо обращал внимание читателей, что «острые морально-этические и социальные вопросы давно минувшей эпохи разрешаются в "Седьмой пуле" уже с лихостью и бесшабашностью, что и должно присутствовать в удалом боевике. В некоторых сценах толково снятых погонь и перестрелок легко увидеть благотворное влияние американских образцов жанра - "Дилижанса" и "Великолепной семёрки"» (Кудрявцев, 2007). Кудрявцев С. «Седьмая пуля». 5.03.2007. https://kinanet.livejournal.com/570480.html
Разумеется, сегодня картина «Седьмая пуля» смотрится нами совсем в ином идеологическом контексте, но это ничуть не отменяет профессионализма ее авторов.
Александр Федоров, 2020