Лена всегда старалась избегать конфликтов, но ей пришлось пойти на них, чтобы изменить жизнь своего ребенка и превратить его из аутсайдера в любимца класса.
В основном проблемы с адаптацией в новом коллективе бывают у детей в средней школе, но в её случае они начались с 1-го класса. Её сын попал в класс, в котором все до единого ребенка были из одной группы детского сада. Представляете?! Все дети были уже близко знакомы более 3-х лет!
Разумеется, в коллективе сложились стойкие социальные отношения. Одним из лидеров был амбициозный и эгоистичный мальчик Игорек, который сформировал вокруг себя группу почитателей, беспрекословно поддерживающих его идеи.
Сын Лены – творческий и дружелюбный ребенок - сразу обратил на себя внимание не только девочек, но и многих мальчишек в классе.
Такое изменение расстановки сил очень не понравилось Игорьку, и он начал борьбу за власть. Как известно, существует два способа сохранить свое влияние на группу: повысить свой статус в глазах народа или, что легче, уничтожить соперника. Игорек пошел по второму пути.
Сын стал приходить из школы грустный и молчаливый. Он замкнулся в себе и с трудом рассказывал о школьных событиях. Нет Игорек его не бил, а просто не пускал в игры, грубо выталкивал из своей команды, всеми своими действиями показывая классу, что сын Лены - нежелательный элемент, с которым даже стыдно сидеть за одной партой, не говоря уж о том, чтобы дружить.
Через пару недель Лена пошла в школу, понимая, что маленький ребенок не справится без помощи взрослых. Она попросила, чтобы одновременно присутствовали и учитель и школьный психолог.
Сначала Лена 15 минут выслушивала о том, что её сын попал в сложный коллектив, что ему не повезло с Игорьком, что эта ситуация может через какое-то время выправиться, что надо ждать и терпеть.
«Ждать и терпеть!» Перед её глазами стоял любимый сынишка, который из открытого и жизнерадостного ребенка превратился в грустного и замкнутого молчуна. Лена не выдержала. Постаравшись говорить максимально спокойно, она начала диалог:
- Я правильно понимаю, что вы психолог с высшим психолого-педагогическим образованием, которого 5 лет обучали не только помогать сложным подросткам, но и «разруливать» конфликты в детских группах?
- Да, но вы не понимаете, как это непросто!
- Я не понимаю?! Я заканчивала физико-математический факультет педагогического института. У меня возрастная психология, в отличие от вас, была только 2 года. Но дайте мне этот класс на неделю, и я сделаю так, что конфликт полностью исчерпается.
- Ну это не просто сделать…
- Очень просто, когда пытаешься сделать. Маленькие дети – очень податливы, особенно во всем, что касается в новых для них социальных отношениях. Макаренко создавал мощные и дружные коллективы из тех, кого тогда считали неуправляемыми «отбросами». Напомнить вам один из его принципов, который можно использовать в нашем случае?
- Да, пожалуйста.
- Надо двух «врагов» поместить в одну команду, соревнующуюся с другими командами. Причем, соревнования должны проходить по тому виду деятельности, который хорошо получается у обоих. Может это будет нечестно по отношению к другим детям, но конфликт будет полностью исчерпан, если «наша» команда выиграет в соревновании. Это только один из тысячи методов. Вы можете выбрать любой, но только не говорите мне, что вы не в силах исправить ситуацию.
Примерно дней через 10 дней Ленин сын ребенок пришел из школы радостный. Он с порога взахлеб рассказывал маме, как они с Игорьком победили в соревновании проектов класса.
- А как у вас сейчас отношения с Игорьком!
- Очень классно! Он теперь мой лучший друг, и Кирилл тоже, и Света, и Алина.
Лена так никогда и не пыталась узнать, были ли подтасованы результаты соревнования. Она мне сказала:
«Да простят меня другие детки, которые, возможно, сами не зная того, пожертвовали своим успехом ради моего сына. Но оно того стоило!»