Ещё одна причина, по которой нам трудно говорить "нет" - это ощущение внутреннего голода по признанию себя другим. Голода такого глобального, что хочется брать про запас всё, что предлагают.
Тут надо сказать, что расслышать в себе этот голод дорогого стоит. Он заставляет нас умирать от зависти, иногда разрушает отношения бесконечным "дай" и "мало", взращивает чувство никчемности, но не являет себя напрямую.
Скажем, есть одинокая женщина, которую изредка навещает любовник. У него своя жизнь, более или менее постоянные партнерши, но когда становится пустовато, он заезжает на огонёк. Разумеется, без цветов и торта, ибо примут и так.
И эта женщина после очередного свидания остается в раздрае. С одной стороны, вроде лучше, чем ничего, а с другой - так плохо, словно накормили тухлятиной. Как быть?
Не пустишь в следующий раз - останешься совсем одна. Снова пустить? Вроде унизительно. Или нет? Ведь наезжает-то он давно. Значит, привязан, значит, что-то чувствует... А она оттолкнёт хорошего мужчину. Или всё-таки не очень хорошего?
В таких размышлениях могут проходить годы.
Или другая ситуация. Допустим, ты дал другу взаймы, а теперь друг делает вид, что забыл про долг, и просит чего-то ещё - например, отвезти его в аэропорт. И вроде бы ясно, что ты сейчас вроде обслуживающего персонала, к которому обращаются по мере надобности, но скажешь "нет", и останешься один - гордый и никому не нужный.
Это голод по признанию "я есть".
Если внутри не хватает собственного права быть, я чувствую себя живой лишь тогда, когда кто-то другой намекает на моё существование.
При таком раскладе ответить отказом - всё равно, что признать собственное не-бытие.
Отказав, я рискую оказаться в тотальном одиночестве, вакууме, невидимости для мира, всеохватывающей тревоге, беспомощности, тоске.
Поэтому даже самая избыточная просьба, самое дурацкое предложение - это волшебная кнопка, включающая меня как человека. Кто соглашается, тот существует.
И тренинги по ассертивному поведению здесь ничего не изменят. Ассертивность - это не более,чем качество личности, а самой личности пока маловато.