Найти тему
Александра Гермаш

Секреты смертельной ловушки при кораблекрушениях

Типичная картина при кораблекрушении
Типичная картина при кораблекрушении

Что обязательно следует знать всем, кто ступает на борт корабля.

Кораблекрушения случаются намного чаще, чем может подумать человек не занимающийся специально вопросом этой скорбной статистики. Каждые три дня во всём мире на просторах морей и океанов терпят бедствия и тонут в среднем по два крупных судна. Крушения маломерных яхт и не слишком крупных рыболовецких судов, особенно в юго-восточной Азии, регистрируются не всегда, поэтому официальные данные могут сильно расходиться с действительным положением дел. И хоть статистика из года в год отмечает уменьшение количества катастроф, но по сей день их общее число остаётся значительным.

Чем же опасна для спасающихся при кораблекрушениях их близость к корпусу тонущего судна?

В этой статье мы не станем рассматривать такую коварную причину гибели людей, оказавшихся в воде, как переохлаждение. Это и в самом деле смертоносный фактор, очень влияющий на статистику смертности при кораблекрушениях. Коснёмся двух других физических явлений, которые на всякий случай следует иметь в виду любому, кто рано, или поздно, ступит на палубу судна.

Итак, что происходит, когда много тысячетонное судно стремительно погружается в водную пучину. А происходит вот что. За корпусом судна, следом за ним устремляются тысячи (иногда и сотни тысяч) тонн воды. Судно, как поршень тянет за собой вертикальный нисходящий поток, увлекающий за собой с поверхности воды всё, что попадает в его зону и не способно оказать сопротивление этому течению вниз. Иногда на месте погружения образовывается большого диаметра воронка, попасть в которую могут спасшиеся с корабля люди. Расположенная ниже картинка иллюстрирует, как это происходит.

Тонущее судно образовывает уходящий в глубину поток.
Тонущее судно образовывает уходящий в глубину поток.

Такое явление хорошо известно опытным морякам, поэтому оказавшись в воде на шлюпках, на плотах, просто в спасательных жилетах, или совсем без них, люди стремятся как только возможно дальше отплыть от корпуса уходящего под воду судна. Это очень коварное, но не единственное и даже, пожалуй, не самое опасное явление наблюдаемое вблизи тонущего корабля.

Представьте себе, что вы пытаетесь погрузить в воду пустую закрытую пробкой стеклянную бутылку. Она сопротивляется, всплывает и сколько бы вы ни старались, бутылку вам не утопить. Другое дело, если вытащить из неё пробку. В этом случае дело пойдёт легче и быстрее. Через горлышко бутылка под вашим воздействием станет постепенно наполняться водой и становиться тяжелее. Теряя плавучесть из-за потери объёма заключённого в ней воздуха, бутылка станет погружаться, но ещё некоторое время будет держаться на поверхности. Ваше воздействие и волны сделают своё дело. Всё большая часть бутылки будет погружаться в воду, а горлышко всё больше и чаще «проглатывать» новые порции воды. Наконец, поравнявшись с поверхностью, оно сделает «последний глоток» и бутылка целиком погрузится в воду. При этом остатки воздуха пузырьками выйдут из неё на поверхность воды. На этот момент я и хочу обратить ваше внимание. Последние пузырьки это тот объём воздуха, который до сих пор уравновешивал вес самой бутылки, обеспечивая ей плавучесть. И чем она была тяжелее, тем этот объём «последнего выдоха» был бы больше.

Прошу посмотреть на фотографию терпящего бедствие пассажирского судна.

Судно терпит бедствие
Судно терпит бедствие

Судьба его уже предрешена, оно утонет, но произойдёт это не раньше чем вода выместит из его внутренних помещений воздух, а погрузившись полностью, из его нутра на поверхность миллиардами пузырьков выйдет и вспенит воду тот самый «последний выдох».

Процесс подобен тому, что наблюдается с тонущей бутылкой. Надо представлять, что в разных ситуациях с разными судами происходит примерно одно и тоже. Разницу составляет лишь время за которое воздух вырвется из недр судна на поверхность. Это может произойти в считанные мгновения, а может растянуться на часы и даже больше.

Не сложно на примере хрестоматийного случая с Титаником посчитать сколько кубов воздуха вышло из него наружу при погружении. Водоизмещение этого гиганта составляло 52310 тонны. Условно вес одного кубометра воды равен одной тонне. Это означает, что примерно 52310 кубических метров воздуха вышли пузырьками на поверхность, пока судно тонуло. Расчёт этот весьма грубый и не учитывает герметически закрытых полостей, в которых наверняка оставался ещё воздух, когда судно уже шло ко дну. Не учитываются и другие факторы. Но в целом можно составить представление о том какая «газировка» образовалась на месте крушения.

По цвету воды видно, что она наполнена пузырьками воздуха
По цвету воды видно, что она наполнена пузырьками воздуха

На снимке мы видим, как выходящий из судна воздух вспенил воду. Вода до предела насыщена мелкими и большими пузырьками воздуха. Из-за этого её плотность, её удельный вес существенно снижены, а значит снижена и её вытесняющая способность. Такая вода перестаёт держать. Всё, что имеет плавучесть, теряет её, а кое что, например плавающий во вспененной воде человек, вообще не имеет шансов выжить. Под воду в таких ситуациях могут уйти даже спасательные шлюпки.

Вот почему так опасно находиться вблизи тонущих судов и если имеется возможность, необходимо отплывать, как можно дальше.

21.06.2020г.