Найти тему
Виктор Баев

22 июня. Вопросы

  So. Будем считать мой мозг чистым листом бумаги, не имеющим никакой собственной позиции по данному вопросу. Просто пробежимся по опубликованным официальным документам, касающихся событий перед указанной датой.

   Итак, официальная версия «однажды утром на рассвете без объявления войны...» Хотя как же без объявления? А нота МИД Германии от 21.06.1941, зачитанная послом в Москве Шуленбургом Молотову в 5-30 утра 22 июня, а Риббентропом послу в Берлине Деканозову в 6 утра? Нападение началось после трёх ночи? Так Шуленбург чуть не с вечера сидел в приёмной, не принимали его.

   В ноте было написано: «...Если и было малейшее сомнение в агрессивности стратегического сосредоточения и развертывания русских войск, то оно было полностью развеяно сообщениями, полученными Верховным главнокомандованием вермахта в последние дни. После проведения всеобщей мобилизации в России против Германии развернуто не менее 160 дивизий.
  Результаты наблюдения за последние дни свидетельствуют о том, что созданная группировка русских войск, в особенности моторизованных и танковых соединений, позволяет Верховному Главнокомандованию России в любое время начать агрессию на различных участках германской границы...»

   Врут, наверное, повод придумывают? Официальная версия гласит об ошеломительной внезапности, в результате которой мирно спавшие советские войска подверглись в первые дни такому разгрому. Внезапность, видимо, была. А во времена моей молодости говорили ещё и об огромном превосходстве германских войск в живой силе и технике. Сейчас уже не говорят, ибо, пусть в разных источниках и слегка отличающиеся цифры, но. 

   Речь идёт только о войсках, дислоцированных утром 22 июня на границе. Небольшое преимущество в живой силе у немцев, но танков, артиллерии и самолётов больше у СССР. До полуторакратного превосходства. При этом сама техника в Германии не лучше советской. Захваченные Т26 и Т34 немцы осваивают и потом штурмуют на них Москву.

   Альтернативные версии перебежчика В.Б.Резуна-Суворова, переквалифицировавшегося из авиационных инженеров в историки М.С.Солонина, историка М.И.Мельтюхова и многих других заключаются в том, что удар Германии на самом деле был превентивным, нападение СССР готовилось, немцам лишь удалось опередить. При этом иного выхода у них просто не было. Штурмовать Британию, имея за спиной Сталина, было невозможно.

   Предыстория. В тридцать девятом заключили Пакт Риббентропа-Молотова, поделив Европу, что дало возможность Германии оккупировать бОльшую часть Польши. СССР захватил территории, названные им Западной Украиной и Белоруссией. Львов с территориями до Первой Мировой был в составе Австро-Венгрии, а беларусы, звавшиеся литвинами, в восемнадцатом- девятнадцатом веках вместе с поляками неоднократно устраивали восстания против царской России. Так что не очень-то в состав «братской семьи советских народов» стремились.

   В ноябре сорокового состоялись переговоры Молотова в Берлине с Риббентропом и Гитлером. В бомбоубежище, англичане спокойно жить не давали. Закончились они неудачно. Речь шла об очередном разделе сфер влияния, а также присоединения СССР к пакту Берлин- Рим- Токио. Предложенный Риббентропом проект включал фразу: «Германия, Италия, Япония и Советский Союз обязуются уважать естественные сферы влияния друг друга».

   Немцы предложили Советскому Союзу Индию. Сталин с Молотовым в ответ захотели Финляндию, которую не удалось захватить с первой попытки, часть Румынии, Болгарию, турецкие проливы и Персидский залив. Американцы, захватив немецкие архивы, опубликовали это в 1948 году, СССР назвал фальшивкой, однако, в 1990 году был найден машинописный текст с собственноручной надписью Молотова: «Передано Риббентропу 25 ноября». Во время переговоров Гитлер даже высказался в том смысле, а не треснет ли у СССР рожа от таких требований. В итоге не договорились. Гитлер распорядился готовить план «Барбаросса», в СССР взялись рисовать на картах публикуемые ныне Солониным планы вторжения в Европу.

   Снова в июнь сорок первого. Германия стягивает войска к советской границе, мотивируя это тем, что готовить войска для вторжения в Британию в непосредственной близости к ней невозможно из-за действий её авиации. Если в Кремле сидят не полные @удаки, то понимают, что идёт подготовка к вторжению не в Британию, а СССР. Ещё раз. Численного превосходства у немцев нет и быть не может. Перевес и в людских ресурсах (потенциально) и в технике у СССР.

   Закон же наступательного боя гласит, что для успеха необходимо трёхкратное превосходство в живой силе и технике. Когда противник занимает оборону, то есть, сидит, в окопах, дзотах и т.п. Если ты умный военный руководитель, предполагаешь, что на тебя могут напасть, рой окопы, строй дзоты. При отсутствии численного превосходства противник не сунется. Только исключи возможность обхода, что сделали немцы во Франции в 1940 году, обойдя линию Мажино через Арденны.

   Итак, 10- 12 июня в военные округа поступают директивы НКО и ГШ (Тимошенко и Жукова) о выдвижении войск к границе в районы, «предусмотренные для них планом прикрытия». Хрен знает, что за планы прикрытия, но войска выдвигаются и явно не собираются рыть окопы и строить дзоты, чтобы отражать нападение. А зачем тогда выдвигаются?

   Вот взгляд с другой стороны. Геббельс пишет в своём дневнике, разведка у них таки работает, насчёт происходящего с советской стороны они в курсе:

   13 июня. «Русские, кажется, еще ничего не предчувствуют. Во всяком случае, они развертываются таким образом, что совершенно отвечают нашим желаниям: густомассированные силы — легкая добыча для пленения»

   15 июня. «Из захваченных по радио сообщений мы в свою очередь можем заключить, что Москва приводит русский флот в боевую готовность». «Русские сосредоточились как раз на границе. Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать. Если бы они эшелонировались вглубь, то представляли бы большую опасность»

   17 июня. «Русские все еще стоят на границе густомассированным строем»

   То есть. Согласно директивам Наркома обороны и Генштаба советские войска концентрируются на границе в том виде, чтобы максимально подставиться под удар, быть «лёгкой добычей для пленения». Зачем? Они там все @удаки? А ведь 19 июня была ещё и директива о преобразовании управлений округов в управления фронтов. За три дня до начала войны уже не округа, а фронты.

   Таки вопрос фактически один. Если о готовящемся нападении знали, а не знать не могли, то почему к границе выдвинулись, а никаких оборонительных сооружений строить даже не пытались? В чём заключалась великая стратегическая идея директив НКО и ГШ от 10- 12 июня выйти к границе, встать там «густомассированным строем», представляющим «лёгкую добычу для пленения»?