Помню, как в школе у нас в кабинете литературы, как водится, висели портреты классиков. Начинался ряд, конечно, с Пушкина. Когда учительница отлучалась из класса по какому-нибудь делу, мальчишки развинчивали ручки и начинали плеваться в ненавистные портреты жёваными бумажками. Высшим шиком считалось почему-то плеваться в «солнце поэзии»!
Почему? Может, потому что он висел первым? Может, потому что у каждого были свои счёты с Пушкиным? А может быть, по какой-то иной причине… Полагаю, главной причиной антиповедения было авторитарно-мифологическое преподавание, от которого поэт пострадал, безусловно, больше всех.
Сегодня мы переживаем момент, когда стирается грань между культурой и массовым продуктом, культурой и контркультурой, наконец, культурой и бескультурьем. Но, если только хотя бы одно поколение школьников утратит интерес к Пушкину, это будет означать, что русская культура мертва, а нация перестала осознавать себя.
«Мой Пушкин» ─ это неподражаемое явление в русской и мировой культуре. «Моего Шекспира» не существует, нет «моего Сервантеса», как нет «моего Гомера».
Каждая эпоха идеализировала Александра Сергеевича на свой лад. Разные роли пришлось играть ему после смерти. Поэта объявляли то индивидуалистом, то коллективистом, то истинным христианином или воинствующим атеистом, то демократом, то монархистом…
Пушкин на самом же деле являл собой поразительный пример того, как можно просто БЫТЬ, не стараясь никого из себя ПРЕДСТАВЛЯТЬ! Уникальность Пушкина еще в том, что он прекрасно осознавая все, мягко говоря, несуразности всего жизнеустройства в России (которое в те времена, надо полагать, было не менее абсурдно), он принял это как СВОЁ, как Отечество!
Воплотить образ Пушкина желали и мечтают многие артисты и режиссёры. Почему же художественных образов поэта было так загадочно мало на экране и на сцене? Возможно, это было связано с тем, что боялись к нему подступиться ─ Пушкин как миф? Пушкин у каждого свой?
Моя статья о злом роке, который отразился на судьбах актёров, воплотивших образ Пушкина на экране, к сожалению, с трагическим исходом для себя.
Егений Червяков один из первых исполнителей роли поэта, на подступах к Ленинграду был смертельно ранен. На следующий день он умер в полевом медсанбате от пулевого ранения в живот, точно так же, как и его герой из фильма «Поэт и царь» (1924).
К столетию со дня трагической гибели Пушкина в 1936 году на «Ленфильме» была выпущена кинолента о лицейских годах Пушкина «Юность поэта». Пушкина-лицеиста блистательно сыграл московский школьник Валя Литовский. Он не только типажно и психологически был схож с прототипом, но и сумел передать в своей раскрепощённой пластике чуждую всяческих уз натуру будущего свободолюбца Талантливый юноша погиб на фронте в первые месяцы войны.
Остаётся добавить: умерли за Пушкина, а значит, за Россию.
В кратком извещении о смерти Пушкина редактор «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду» Краевский высказался: «Солнце русской поэзии закатилось!» — и получил выговор министра народного просвещения Уварова: «Но что за выражения! «Солнце поэзии!» Помилуйте, за что такая честь?»
Россию без Пушкина представить нельзя! И так из одного десятилетия в другое, из поколения в поколение всегда будет переходить вера поэта в прекрасную зарю, которая непременно взойдёт и над нашим многострадальным Отечеством. Через историю мятежной, трудной и наполненной конфликтами жизни Пушкина, через связь настоящего с прошлым, мы, наконец, придем к главному требованию общества ─ воспитывать сегодняшнее поколение на образах положительных героев. Положительный герой ─ это золото нации!