Найти тему
Этноmix

Основные музыкальные термины для перкуссиониста

Оглавление

Ритм

Понятие времени неразрывно связанно с понятием ритма, обозначающим циклически воспроизводящиеся процессы. В мифологическом контексте ритм — это прежде всего ритм жизни, проявляющийся во всех ее феноменах и на всех уровнях. Барабанный ритм — это рисунок, состоящий из распределения акцентированных ударов и предполагающий его многократное повторение. В музыке ритм — это скелет, её несущая конструкция. Чувство ритма — вид памяти, который хранит соотношения длительностей. То есть нужно запомнить (почувствовать), сколько времени должно пройти между двумя событиями, в нашем случае ударами по барабану. Значит, чувство ритма — это разновидность памяти, а память можно развивать. Для развития ритмической памяти можно использовать технику проговаривания ритмов с одновременным прохлопыванием тактовых долей. В индийской традиции подобная техника речевого ритма называется «коннакол». Персидские и андалузские ритмы также произошли от поэтических форм, выраженных в ритме.

Музыкальный Метр

Метр описывает общее ощущение ритма или распределение акцентированных ударов на метрономной сетке. Важнейшей характеристикой метра является его размер, а именно набор из двух чисел. Первое определяет число стандартных долей в такте, второе — относительную длительность стандартной доли. Иногда говорят о двойном или тройном метре для описания деления ритма на доли. Если такты имеют однотипную структуру, то размер метра справедлив для всего произведения. Если разную, то размер нужно указывать для каждого такта. По умолчанию, доли в пределах каждого такта имеют разную степень акцентированности, пусть даже и условной. Соответственно выделяются сильные и слабые доли. Акцентированность сильных долей тоже неоднородна в пределах такта.

Однако для этнической и восточной музыки понятие метра и его размера являются условностью, так как изначально понятие метра на Востоке связано с поэтическим ритмом. В случае балканских ритмов распределение сильных долей на метрономной сетке носит ассиметричный характер и, например, ритм аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.

Следует добавить, что исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма. Некоторые удары ритма могут не совпадать с сильными и даже слабыми долями.

Цифры над строкой
1-+-2-+-3-+-4-+-
означают метрическую строку на 4/4. Плюсик означает слабую долю «и». При работе с метрономом каждая цифра является сигналом и соответствующим счётом. Полезно также при игре ритмов считать вслух и чувствовать ритм телом, например отбивать удары метронома ногой. Однако следует помнить, что во время выступлений лишние движения ногами будут отвлекать зрителя.

Темп

Cкорость исполнения ритма, определяемого частотой (количество ударов в минуту) основных долей.
Базовый темп для человека равен ритму спокойного сердцебиения — 60 ударов в минуту.
Слово «Темп» произошло от итальянского слова Tempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова «Tempus» — время.
Для точного измерения темпа служит метроном.
Чтобы вырабатывать стабильное чувство темпа, следует играть под метроном, с длительными паузами между ударами для проверки точности возвращения в ритм.
На сегодняшний день шкала градаций темпов по метроному Мельцеля остаётся наиболее эффективным темповым обозначением в классической музыке. Основные темпы классической европейской музыки в порядке возрастания:

Медленные темпы:
граве: 40–48, значительно, торжественно, тяжело;
ларго: 44–52, широко;
адажио: 48–56, спокойно;
ленто: 50–58, медленно;

Cредние темпы:
анданте: 58–76, в характере шага (букв. «идущий»)
модерато: 76–96, умеренно, сдержанно;

Высокие темпы:
анимато: 96–120, оживлённо;
аллегро: 120–168, весело;
виво: 168–192, живо;
престо: 184–210, быстро.
Как можно видеть из таблицы, диапазоны темпов, соответствующих разным характерам исполнения, могут пересекаться. Это связано с тем, что , во-первых, темп указывается приблизительно, а, во-вторых, важен не столько темп, сколько именно характер исполнения, выражаемый отнюдь не только формальной скоростью.

В ближневосточной музыке одни и те же ритмические структуры с разными темпами называются по-разному. Например, быстрый «максум» называется фаллахи, а быстрая «вахда» называется «мальфуф».

Такт

Такт — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. Такт объединяет в себе ритм (соотношение длительностей) и метр (сочетание сильных и слабых долей). В классической нотной записи такты отделены чертой. В учебнике такты отделены двоеточием или переносом.

Урок по дарбуке
Урок по дарбуке

Если ритмический рисунок начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт — затакт. Затакт — это неполный такт, с которого может начинаться музыкальное произведение. Чаще всего это последняя доля такта, что очень характерно для латиноамериканской музыки.

Музыкальный квадрат

Квадратом в музыке обозначается законченная фраза определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д.). Часто квадратом называют 4 такта на 4/4, хотя на деле квадраты могут быть очень разными. Ниже вы видите незатейливую музыкальную матрицу 16x16. На верхних строках высокие тона, внизу басы. Надо кликать на квадратики-«ноты», а потом слушать получившуюся «мелодию». Интересную интерпретацию музыкального квадрата вы также можете прочитать в статье визуализация ритмов.

Сильная и слабая доля

Доли ритма, которые приходятся метрические акценты, называются сильными. Доли, не имеющие метрического акцента — слабые.

Синкопа

Ударение, падающее на слабую долю такта. Таким образом ударение вступает в противоречие с метрическим акцентом, образуя ритмическую сбивку — синкопу. Ощущение синкопы возникает только при наличии 2-х условий: 1) если предшествующее ритмическое движение вынуждает слушателя делать внутренний акцент на сильной доле такта; 2) если акцент на слабой доле такта будет не просто более сильным звуком, а подлинным ритмическим акцентом, вызывающим у слушателя внутренний толчок. Если же не будет этих 2-х внутренних акцентов, слушатель воспримет не синкопу, а сдвиг тактовой черты или нечто ритмически неоформленное.

В некоторых народных ритмах (грузия, средняя азия) присутствует едва заметное микроритмическое синкопированное опережение или запаздывание в соотнесении с основным метробитом, придавая некоторую живость ритму за счет естественной хромоты.
Пример синкопы в ритме Халиджи
1-+-2-+-
D-kD-kTk:

Длительность

Условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени. Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (секунда, минута, века), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. Длительностью могут выражаться как звуки, так и паузы.

Существуют такие длительности как целая нота, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д. В целой ноте умещается две половинных, 4 четвертных, 8 восьмых, 16 шестнадцатых, и 32 тридцатьвторых.

Возьмем, например, ритм Максум на 4/4 1-+-2-+-3-+-4-+- D-T---T-D-tkT-tk: T--- является четвертной, D- является восьмой, а t — шестнадцатой. Как видно, чтобы поместить тридцатьвторую нужно либо удлинять строку, либо вводить дополнительные обозначения. В нашей школе для компактной формы записи используется ряд обозначений с роллами ~ или r. В арабской технике ролл ~ означает быстрое kk, в турецкой быстрое kkk (триоль).

Используются также особые виды ритмического деления, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.

К такому делению относятся:
Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
Триоль — деление на 3 вместо 2-х
Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
Секстоль — деление на 6 вмест 8-ми
Септоль — деление на 7 вмест 8-ми
Новемоль — деление на 9 вместо 8-ми
Децимоль — деление на 10 вместо 8-ми
Ундецоль — деление на 11 вмест 8-ми (в нашей школе на занятиях вы можете услышать ундецоль с замедлением)

В восточноазиатских ритмах встречаются также рисунки с замедлением или ускорением, где длительность нот меняется по логарифмической шкале (звук отскакивающего мячика).


Размер

Размер такта — число, обозначающее ёмкость такта, то есть количество и относительную длительность долей, которые он способен содержать. В нотах обозначается в виде дроби.

Размер 2/2 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте;
Размер 3/4 состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 4/4 состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте;
Размер 7/8 состоит из семи долей, каждая из которых по длительности равна восьмой ноте.

Так, например, ритм на 9/8 (Карсилама) будет короче ритма на 5/4 (Куркуна).

Простых размеров всего два — двухдольный и трёхдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. Смешанный размер образуется сочетанием двух- и трёхдольных размеров. Например 5/8 = 3/8+2/8 или 2/8+3/8 . Если в записи ритма после двоеточия стоят цифры со знаком +, это означает деление размера на доли. Например,
1---+---2---+---3---+---4-
D-D-k-k-T-k-t-k-D-k-t-k-k-: 4+4+5

Для того чтобы играть сложные размеры часто используются короткие стишки в рифму размеров.
Например, раз-два-раз-два-раз-два-три используется для размера на 7/8.

В некоторых традициях, например в балканской музыке, нечетный размер приводят к четному за счет удлинения самих долей. Например, ритм «дажчово», аналогичный турецкой карсиламе на 9/8 может восприниматься как ритм на 4, у которого 4-я доля растянута.

1-2-3-4-5-6-7-8-9- классическая пульсация
D---T---D---T-----:
1-+-2-+-3-+-4--+-- балканская пульсация

Аппликатура

Последовательность ударов правой (R) и левой (L) руки. На африканских барабанах джембе аппликатура, как правило, самая простейшая RLRL. На дарбуке за счет ассиметричной постановки аппликатура может быть самая разнообразная. Для этого существует ряд упражнений на рудименты.

Например, один и тот же ритм можно сыграть как D-T- tkT-D-tkT-tk: или как D-T-kkT-D-tkS-tk: что дает большое количество вариантов украшений.

Наполнение ритма

В разделе ритмов в первой строке ритма указывается базовый вариант, остальные строки содержат варианты наполнения. Наполнение ритма содержит более мелкие длительности и звучит тише основных долей ритма.
Например
1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T---T-D---T---: Базовый ритм Маскум
D-S-k-S-D-k-S-kk: Вариант наполнения: «Идущий»

Орнаментика ритма

Орнаментика или орнаментация — звуки относительно мелкой длительности, украшающие основной ритмический рисунок. К сфере орнаментики относятся роллы, тремоло (последовательность 32-х), аппликатура. Орнаментика при помощи роллов и тремоло (~, r) является изюминкой игры на дарбуке, что отличает ее от других видов барабанов. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг).

В разделе ритмов орнаментика не прописана (см. учебник по дарбуке).

Орнаментика детализирует ритм, насыщает его экспрессией, увеличивает плавность переходов. Искусство орнаментики связано с импровизацией: опытные исполнители могут менять наполнение ритма и орнаментику по ходу исполнения, не повторяясь, при этом сохраняя основной ритмический рисунок. Чем выше уровень исполнительского мастерства, тем искуснее орнаментика. Важно помнить, что в оркестровом случае не стоит переусердствовать с заполнениями и орнаментикой, оставляя для мелодии воздушное пространство.

Источник: http://www.darbakesh.ru/music_termins.shtml